Значение красного цвета разных странах

Содержание
  1. « Учение — свет! »
  2. Бюро переводов
  3. Особенности национальной колористики: как воспринимают цвета в разных странах
  4. Страсти Христа, женская сексуальность, кровь войны и символ власти. Что означал красный цвет в искусстве разных эпох
  5. Происхождение красного цвета
  6. Наскальная живопись в пещерах Альтамира, Ласко и Пеш-Мерль сохранила палитру первобытных художников: черный, коричневый, красный и изредка желтый.
  7. Религиозные сюжеты: кровь и страсти
  8. С этим сюжетом связан второй смысл красного цвета в иконе — это сильная вера, которая дает надежду всякому, кто обращается к Богу.
  9. Красный в живописи: от сексуальности до власти
  10. XV век: новые возможности красного
  11. Считается, что масляная живопись широко распространилась в Европе благодаря фламандцу Яну Ван Эйку, который устал работать по старой методике.
  12. XVI век: красный — бренд Тициана
  13. XVII век: красный — цвет наслаждения
  14. XVIII век: красный — светский комплимент
  15. XIX век: красный — цвет народа
  16. Первая половина XX века: цвет французских дикарей
  17. Красный поглощает трехмерное пространство, и цвет становится главным выразительным средством. Красный не только ярок, но и несет мощный эмоциональный заряд.
  18. Середина XX века: красный — открытая рана
  19. ХХI век: красный как политическое высказывание

« Учение — свет! »

Бюро переводов

По истечении времени изучения иностранных языков не многие из нас задумываются о значении цвета в стране изучаемого языка. Скорее, это нас волнует меньше всего. Но при этом, не многие знают, что это очень важный момент, потому что в ежедневной жизни, цвета воспринимаются нами как символы.

Как правило, если вы хотите сдаться в плен, нужно поднять белый флаг – цвет парламентеров и нейтралитета. В то же время, в Индии, Китае и Японии это цвет траура, смерти, несчастья. Для этих народов непонятно, как европейцы надевают белые подвенечные платья и ассоциируют этот цвет с чистотой, младенцем, ангелом, торжественностью. А еще белый – это цвет мира, символизируемый белым голубем.

Читайте также:  Признаки рыночной экономики страны

Что касается красного цвета – так для народов Дальнего Востока это символ любви, рождения, жизни, возвышенных чувств, а также, символизирует удачу и праздник. В Китае красный цвет носят невесты как символ выносливости и веры, а в Индии он символизирует чистоту. Европа же, наоборот, видит в этом цвете грех и жертвенность. Для жителей Южной Африки это цвет скорби, а для Австралийских аборигенов – цвет земли. В США и Японии красный цвет символизирует опасность и террористическую угрозу, как это ни странно кажется для китайцев, ведь для них это цвет счастья. Также для японцев красный – это цвет гнева и ярости, поэтому в мультиках их показывают сильно краснеющими в гневе. Во Франции – это цвет аристократов, а у египтян этот цвет ассоциируется с трауром.

Синим цветом принято считать цвет неба, спокойствия, мира. На западе это цвет терпения, свободы, прогресса и единства. Для Европы синий – это божественный цвет, гармония, единство, преданность. Для Ирана – напротив – цвет скорби. Для Иудаизма – священный цвет. В Китае – символ бессмертия. Голубой цвет в Египте – истина и добродетель, а для США – мужественность, именно поэтому этот цвет присутствует на их флаге. И понятно, почему Япония смотрит на Америку по-особенному, ведь для японцев голубой – подлость и мошенничество.

Первое, что ассоциируется с желтым цветом – это солнце. Этот цвет яркий и бодрящий, летний и вдохновляющий. Поэтому цвет такси в США желтый – стремительность, движение и проворство. Что касается Запада – для этого народа желтый как позитивный, солнечный цвет радости и счастья, так и негативный – он может символизировать зависть, предательство и бесчестность. Для Индии, Китая и Японии этот цвет ассоциируется с солнцем и золотом. В Китае желтый предназначен для членов имперской семьи и двора, цвет богатства и счастья, а в Индии этот цвет отождествляется с торговлей, удачей и сделками. В Японии это цвет изящества и грации. Ну а в Египте и Иордании желтый цвет можно лицезреть на похоронных процессиях и в период траура.

Зеленым принято считать здоровье, выносливость, этот цвет расслабляет нервную систему, успокаивает глаза, понижает давление и подавляет аппетит. Он также широко используется в дипломатии для выражения баланса, безопасности и умеренной щедрости. В западных культурах он символизирует молодость, рост и свежесть. И, как ни странно, в англо-саксонских странах зеленый означает жадность, амбиции и престиж – ведь это цвет доллара. В англоязычных странах он ассоциируется с завистью, — «Позеленел от жадности» — дословный перевод американского выражения «To be green with envy». Для Китая зеленый – предательство и изгнание, а в Индии он тесно связан с исламом. В Ирландии зеленый – это цвет лепреконов и ассоциируется с четырехлистным клевером. Как повелось издавна, американцы никогда не договорятся с французами, ведь зеленый в Америке – это безопасность, а во Франции он символизирует преступность.

Смесь желтого и красного – оранжевый – должен стимулировать мозговую активность и аппетит. В Европе это теплый воодушевляющий цвет, он обращает на себя внимание своим ярким пламенным обаянием. Также оранжевый для европейских стран – символ сбора урожая и достигнутых успехов. В Нидерландах это национальный цвет, один из самых популярных среди граждан. В Индии этот священный для индусов цвет ассоциируется с шафраном. А в Ирландии оранжевый имеет религиозный подтекст, связанный с протестантизмом.

Черный, наверное, самый техничный среди всех цветов. Его изысканность и холодность, как правило, усиливает остальные цвета. Черный – это отсутствие отраженного света, часто ассоциируется с пустотой. Для западных культур черный – это дерзкий, холодный и тревожный цвет. Он несет драматический, сексуальный, мистический и утонченный подтекст, олицетворяет зло, разрушение и смерть. Черный подчеркивает авторитет и элегантность, поддерживая тем самым стиль и статус. В Китае этот цвет носят мальчики, в Индии, наперекор Европе, этот цвет считается восстановителем баланса и здоровья. Он имеет положительное значение, олицетворяет любовь, счастливый брак, семейное счастье, даже здоровый сон и спокойствие. Но в Таиланде, хоть он практически соседствует с Индией, это цвет неудач. А арабы говорят: «Значительную часть жизни человек проводит в темноте ночи, под ее черным покрывалом».

Как Вы заметили, наиболее противоречивы взгляды Дальнего Востока и Америки, об этом не следует забывать при общении с представителями этих культур. Мы надеемся, наша статья поможет Вам, т.к. цвета, казалось бы, мелочь, так часто игнорируемая путешественниками, несет в себе намного большее значение, чем нам кажется. Соответствие культурным ценностям Вашего пункта назначения позволит избежать неприятных ситуаций, представит Вас в правильном «цвете» перед иностранцами и увеличит шансы на успех в бизнесе.

Источник

Особенности национальной колористики: как воспринимают цвета в разных странах

Привет, меня зовут Катя Шищенко, я работаю в компании Xerox. Наши исследования показали, что цветные рекламные и маркетинговые материалы увеличивают продажи на 80%, а применение выигрышных оттенков в корпоративном стиле на 80% повышает узнаваемость бренда.

Цвет – один из важнейших компонентов коммуникации в бизнесе. Он может стать эффективным инструментом, помогающим донести до аудитории важные идеи, привлечь внимание к продукту. А может сыграть «против» бизнеса при некорректном или неуместном использовании.

При этом даже базовые оттенки могут вызывать совершенно разные эмоции у представителей разных культур. К примеру, на Западе чёрный символизирует смерть и используется в одежде во время траура, тогда как в Египте он ассоциируется с возрождением. В современном мире далёкие культуры всё чаще пересекаются, поэтому полезно знать символику цвета в других странах.

Чтобы вам было легче сориентироваться в глобальной колористике, мы подготовили для вас небольшой гид, основанный на исследованиях Сурии Ванки, доцента кафедры искусства и дизайна Иллинойсского университета.

Ванка — эксперт в области международных атрибутов цвета и автор мультимедийного программного обеспечения ColorTool: Cross-Cultural Meanings of Color. С помощью этой программы дизайнеры выбирают цвета для продуктов, продаваемых на международном уровне.

Британские традиции колористики уходят корнями в богатую историю и культуру страны:

  • В Великобритании есть так называемые «королевские» цвета, которые связаны с монархией, — это насыщенные оттенки, такие как пурпурный, синий, красный и зелёный. Они проникли во все уголки британской жизни.
  • Королевский синий и красный на флаге символизируют как монархию, так и демократическое правительство Великобритании.

Египет — древнее государство с богатыми и влиятельными традициями:

  • Цвета египетского флага указывают на революцию в стране (белый), многообещающее будущее (чёрный) и оставшуюся в прошлом борьбу с колониальным правлением (красный).
  • Зелёный цвет, священный для мусульман, считается национальным цветом страны.

Искусство, традиции, верования и ритуалы Замбии принято иллюстрировать простыми цветами:

  • На флаге Замбии зелёный символизирует сельское хозяйство и пользу, которую оно приносит.
  • Оранжевый отражает богатство минеральными ресурсами.
  • Чёрный соответствует замбийскому народу.
  • Красный напоминает о борьбе страны за свободу и независимость.

Яркие цвета в искусстве, ремёслах, одежде и многом другом — отличительная черта повседневной жизни Индии:

  • Почти каждый цвет в Индии имеет строго определённое значение в религиозных и культурных традициях. Зелёный цвет является священным для мусульман и парсов (зороастрийцев), а оранжевый, или шафрановый, имеет особое религиозное значение для индусов.
  • Красный символизирует чистоту и чувственность.
  • Жёлтый ассоциируется с богом Вишну.
  • Зелёный — праздничный цвет, который обозначает жизнь и счастье.

В Иране цвета и связанные с ними ассоциации воспринимаются очень серьёзно, поскольку они прочно связаны с религиозными традициями:

  • Красный представляет цвет заката.
  • Белый — основной цвет, который носил пророк Мухаммед.
  • Зелёный наиболее священный: это цвет тюрбана Мухаммеда.

Жители Китая всегда придавали цвету большое значение и активно использовали символику разных оттенков на протяжении всей своей богатой истории:

  • В алхимической традиции Китая есть традиционная связь цвета и базовых элементов: желтый — земля, белый — металл, сине-зёленый — дерево, красный — огонь и чёрный — вода.
  • Красный — особенно важный цвет в культуре Китая, и не только по причине своей связи с революцией. Он всегда широко использовался на свадебных церемониях и других торжествах, символизируя процветание и счастье.

В Колумбии цвета связывают мир и населяющих его людей посредством давних традиций

  • Цвета либеральной и консервативной партий страны — красный и синий — представлены на флаге.
  • Согласно народным верованиям Колумбии, болезни также обладают цветом. «Светлые» болезни (белые, красные и жёлтые) излечимы, тогда как «тёмные» (чёрные, синие и зелёные) неизлечимы.

Цветовая символика в тёплой тропической Меланезии отражает окружающую природу страны:

  • Красный и жёлтый — главные праздничные цвета в этом регионе; чёрный и белый — ритуальные цвета.
  • Раскрашенное красным лицо человека — знак статуса и власти; чёрный символизирует красоту.

Цветовая палитра Мексики представляет собой смесь исторических и природных ассоциаций:

  • Все цвета мексиканского флага символичны: зелёный обозначает независимость или надежду, белый выражает чистоту и единство, а красный символизирует кровь патриотов и прочих героев.
  • Яркие красные и жёлтые оттенки ассоциируются с традиционным народным праздником фиестой, а красные и белые имеют религиозный подтекст, символизируя страсти Христовы и чистоту.

Цвета играют важную роль почти во всех составляющих повседневной жизни современной Нигерии:

  • Цвета нигерийского флага символизируют сельское хозяйство (зелёный), мир и единство (белый).
  • Красный имеет целую палитру значений: процветание, жизнеспособность и агрессия.
  • Чёрный почти всегда считается пугающим цветом.

Цветовые традиции современной Новой Зеландии основаны на культуре и искусстве древних маори:

  • Красный и зелёный — священные и очень важные цвета в Новой Зеландии.
  • Чёрный, красная охра, белый и серебристый считаются национальными цветами страны.

Цветовые традиции страны основаны на культуре коренных жителей Перу:

  • Белый — цвет, связанный с ангелами, хорошим здоровьем и временем. В сочетании с красным белый принимает патриотическое значение.
  • Красный может символизировать здоровую душу, а для некоторых коренных народов это символ земли.

Цвета, сочетающиеся на флаге страны, — красный, белый и синий — символ патриотизма:

  • Красные и белые полосы одинаковой ширины на американском флаге представляют первые 13 штатов, которые образовали независимое государство.
  • Синий квадрат и белые звёзды представляют правительство, объединяющее 50 штатов.

В Тибете цвета тесно связаны со многими аспектами повседневной жизни — природными элементами, человеческими эмоциями и даже днями недели:

  • Красный цвет на тибетском флаге символизирует мужское божество-охранителя и связан со светом, огнём, гневом и свирепым характером богов.
  • Синий цвет на тибетском флаге соответствует женскому божеству-охранителю.

Важная часть цветовых традиций страны заключается в писанках — украинских пасхальных яйцах — и их ярких, узорных формах:

  • Жёлтый на яйцах-писанках означает свет и чистоту, оранжевый — силу. Чёрный символизирует страх и смерть. Коричневый ассоциируется с землей, синий — с крепким здоровьем, белый — с невинностью, фиолетовый — с верой и доверием. Зелёный символизирует плодородие или надежду, а красный представляет действие или пробуждение.

Эфиопия — старейшее независимое государство в Африке, и цвета его флага со временем стали символизировать идентичность всего континента:

  • Красный на флаге страны обозначает героизм патриотов страны в борьбе за независимость; жёлтый — мир, любовь и гармонию, зелёный — землю и плодородие.
  • Эти цвета стали символом независимости на континенте, и теперь их можно увидеть на флагах многих африканских стран.

Жители ЮАР называют свою страну «радужной нацией» из-за её многочисленных этнических групп:

  • Чёрный и красный почти синонимичны, представляя как добро, так и зло.
  • Белый отдельно от других цветов символизирует добро.

Как мягкие, так и интенсивные цвета — важные символы в японской колористике:

  • Красный является, пожалуй, самым выразительным цветом в Японии. Считается, что он отгоняет дьявола. Использование красного цвета на флаге символизирует жизнь и энергию.

Знание традиций колористики в разных уголках земного шара поможет использовать «правильные» цвета в дизайне и коммуникациях. Это также отличный способ познакомиться с местной культурой и её на первый взгляд незаметными особенностями, которые нередко дают ключ к пониманию национального характера в целом. А если вы знакомы с мировоззрением людей, найти с ними общий язык оказывается намного проще.

Источник

Страсти Христа, женская сексуальность, кровь войны и символ власти. Что означал красный цвет в искусстве разных эпох

Первым цветом в истории человечества, получившим имя, был красный. «Нож» рассказывает, что символизировал этот цвет в разные времена — от наскальных рисунков до современных арт-объектов — и какие художники наделили его новыми значениями.

Происхождение красного цвета

Первые красящие вещества были именно красными. В некоторых языках, например в русском, и «краска», и «красный» происходят от одного слова — «краса».

Ткань, которую специально окрашивали, выделяла ее владельца среди людей. Поменять природный цвет полотна на ярко-красный было не только трудно, но и очень дорого. Чтобы получить 1 грамм красящего вещества, нужно было отловить, сварить и раздавить десятки тысяч моллюсков, а на одну древнеримскую тогу (примерно 6 метров ткани) уходило около 200 граммов! Логично, что на древних рисунках этот цвет часто был связан с властью и священнодействием, а носить красную одежду долгое время могли только правители.

А вот изображения с красным пигментом стали появляться тогда же, когда люди начали рисовать.

Наскальная живопись в пещерах Альтамира, Ласко и Пеш-Мерль сохранила палитру первобытных художников: черный, коричневый, красный и изредка желтый.

Если черный пигмент берут из древесного угля, а коричневый и желтый — из земли, то с красным все гораздо сложнее. Чтобы его получить, надо было извлечь из земли кристаллы гематита , отмыть их, отфильтровать, затем измельчить в ступе, добавить полевой шпат и развести жиром. Скорее всего, художник палеолита видел в красном цвете сакральный смысл, ведь ради него люди научились перерабатывать минералы в краски.

Религиозные сюжеты: кровь и страсти

Рост популярности красного цвета в нашей эре связан с историей Церкви. Если в Античности красный могли позволить себе лишь очень богатые люди (красными были фрески нуворишей в Помпеях и одежды древнеримских франтов и императоров), то в эпоху Средневековья этот цвет появился в каждом доме независимо от статуса его владельцев.

Дело в том, что в это время множатся сюжеты распятия Христа, в Европе прославляются Страсти Господни, а на Руси появляется культ Богоматери.

В иконописи красный цвет в первую очередь обозначает кровь, причем не только Христа, но и всех христианских мучеников. Только в западной традиции акцент делается на сценах распятия, кровавом процессе пытки, а на византийских (а затем и на русских) иконах красный цвет мы видим лишь в одежде Иисуса как напоминание о пролитой им крови.

Спас на престоле. Источник

Сына Господня иконописцы изображают в разных сюжетах и позах, но одежда всегда будет двухцветной: хитон (рубашка до пят) красный, а гиматий (накидка) синий. Эти цвета символизируют человеческую природу, кровь, пролитую ради спасения людей, и небесное происхождение Христа.

Но красный на иконах говорит не только о страданиях и физических муках. Например, персонаж Ветхого Завета Илия Пророк традиционно изображается на красном фоне. Но его никогда не подвергали телесным пыткам (трехлетнее голодание в пустыне не в счет) и за особенное благочестие отправили живым на небо: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо».

Источник

С этим сюжетом связан второй смысл красного цвета в иконе — это сильная вера, которая дает надежду всякому, кто обращается к Богу.

Итак, в религиозных сценах красный ассоциируется с природными явлениями. В этом контексте связь с огнем и кровью кажется вполне очевидной: икона воспринималась как Библия для неграмотных и ей отвлеченные понятия и сложный мистицизм там были лишними.

Красный в живописи: от сексуальности до власти

В светских изображениях красный цвет важен не меньше, чем в иконах. Зачастую художник использует красный, чтобы сделать эффектный акцент, привлечь внимание зрителя к определенной детали в пейзаже или одежде персонажа.

XV век: новые возможности красного

В эпоху Ренессанса религиозные изображения постепенно сменяются светскими, и место благочестивых мадонн занимают обнаженные Венеры.

Эволюционирует и техника живописи: художники переходят от темперы к масляным краскам. Дело в том, что темперу делали из смеси порошковых пигментов и яичного желтка, поэтому краска высыхала моментально. Художник должен был очень быстро наносить цвет и не мог допустить погрешностей в рисунке: исправить что-то потом было практически невозможно.

Другое дело — масляные краски : их можно наносить тонким слоем, накладывать один цвет на другой и таким образом добиваться невиданной прежде глубины цвета. Рисунок маслом легко скорректировать, стереть растворителем или вовсе соскрести с поверхности.

Считается, что масляная живопись широко распространилась в Европе благодаря фламандцу Яну Ван Эйку, который устал работать по старой методике.

Масло не только помогло ему расширить палитру, но и позволило ввести в свои картины многочисленные детали. Основным цветом его произведений, будь это «Гентский алтарь» или «Портрет четы Арнольфини», был красный.

Ян Ван Эйк «Портрет четы Арнольфини» (1434). Источник

Красный оставался очень дорогим красителем, и ткани алого цвета могли позволить себе лишь состоятельные люди. То, что у пары почти вся мебель в спальне обита красной материей, говорит об их достатке.

Ян Ван Эйк «Портрет мужчины в красном тюрбане» (1433). Источник

Исследователи считают, что это автопортрет Ван Эйка. Красный тюрбан был для него отличной рекламой — доказательством успеха и доступа к самым желанным красителям своего времени.

XVI век: красный — бренд Тициана

Главные мастера начала XVI века — Микеланджело, Рафаэль и Леонардо да Винчи — не уделяли большого внимания красному. Зато пришедший им на смену Тициан сделал имя этому цвету, причем в буквальном смысле.

В его «Венере Урбинской» или «Женщине с зеркалом» встречается оттенок, совершенно не похожий на тот красный, который встречался у его современников. В итоге его стали называть по имени того, кто его прославил, — «красный тициан» .

Тициан «Венера перед зеркалом» (1555). Источник

Это особый цвет теплого, красновато-коричневато-оранжевого оттенка придает его картинам чувственную атмосферу. «Венеры» Тициана были так популярны, что даже повлияли на дамскую моду того времени. Современницы художника обесцвечивали свои волосы, а затем красили их куркумой и шафраном.

XVII век: красный — цвет наслаждения

XVII век — это торжество стиля барокко, ориентированного на богатства и излишества. Архитекторы создают немыслимо сложные формы, а художники изображают пышные торжества.

Настоящим праздником цвета в живописи стали картины фламандского художника Пауля Рубенса . Его палитра всегда построена на сложных, почти драматических цветовых контрастах, где красный символизирует большие страсти, сильнейшие переживания.

Рубенс «Тарквиний и Лукреция» (1609–1611). Источник Рубенс «Сусанна и старцы» (1607). Источник Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа» (1618). Источник

В картинах «Тарквиний и Лукреция», «Сусанна и старцы», «Похищение дочерей Левкиппа» красный цвет появляется очень точечно, лишь на ткани, которая скрывает интимные места. Это весьма символично, ведь во всех этих сюжетах речь идет о бесчестии девушек.

А в «Отцелюбии римлянки», где Рубенс трактует античный сюжет о старике Кимоне и его дочери Перо в рамках христианской концепции милосердия, красный подчеркивает молодое и пышущее здоровьем женское тело.

Рубенс «Отцелюбие римлянки» (1612). Источник

Но для барокко было важно не столько рассказать о благородстве девушки, сколько подчеркнуть ее сексуальность.

XVIII век: красный — светский комплимент

После бурных барочных страстей художникам захотелось спокойствия и гармонии. Сцены больших торжеств сменились интимной обстановкой, и в это время набирает популярность жанр портрета. На полотнах появляются широкие окна и большие двери, а значит, разглядеть цвет становится гораздо легче. В моде теперь светлые оттенки и нежные пастельные тона. Но в Англии и России красный остается популярным у самых передовых художников.

Джошуа Рейнольдс , первый президент Королевской академии художеств в Лондоне, был невероятно востребованным портретистом. Он мог точно передать главные черты своих моделей и в то же время аккуратно им польстить. Неудивительно, что среди его заказчиков были виднейшие люди своего времени: члены королевской семьи, светские дамы, политики, артисты и литераторы. Почти на каждом портрете обязательно есть выразительное пятно красного цвета.

Джошуа Рейнольдс «Автопортрет» (1749). Источник

Но сегодня многие его картины кажутся темными и блеклыми — неужели за ними выстраивались в очередь все его именитые клиенты?

Рейнольдс стал жертвой собственных экспериментов с краской. Чтобы добиться глубокого оттенка красного, он добавлял поверх киновари малиновый кармин, который со временем потускнел. Поэтому герои его портретов выглядят сегодня болезненно бледными, похожими больше на мраморные скульптуры, чем на живых существ.

Джошуа Рейнольдс «Портрет Джейн Флеминг, графини Харрингтон» (1779). Источник

Нельзя не упомянуть и Карла Брюллова , слава о котором распространилась далеко за пределы России. И хотя он жил уже в XIX столетии, в его творчестве отразились веяния предыдущего века.

Как и Рейнольдс, он балансировал между строгим академизмом и чувственным романтизмом, превознося своих моделей и подчеркивая их нежную красоту. Если он хотел кому-то сделать комплимент, то обязательно использовал свой любимый красный. На всех портретах его муза княгиня Юлия Самойлова изображена на фоне алой театральной кулисы: эта богатая светская дама восхищала живописца своим независимым поведением и неординарными поступками.

Карл Брюллов «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини» (не позднее 1842). Источник

Здесь Брюллов отделил графиню от остальной толпы красным струящимся бархатом, словно подчеркивая то особое положение, которое занимала эта женщина не только в обществе, но и в жизни художника.

XIX век: красный — цвет народа

В XIX веке красный окончательно теряет связь с аристократическим прошлым и становится цветом народа. Впервые появившись на колпаках французских бунтарей, он вскоре приобрел идеологическое значение — революционное, экстремистское. Революция закончится, но политический смысл красного цвета сохранится на протяжении всего столетия.

Красный — это не только революция, но и внимание к простому народу. В конце XIX века постимпрессионист Винсент Ван Гог перебирается из Парижа в Арль, чтобы вместе со своим кумиром Полем Гогеном открыть художественную коммуну. Для Ван Гога это был период больших надежд и грандиозных произведений. Он внимательно изучал жизнь крестьян и размышлял о силе природы.

В картине «Красные виноградники в Арле» закатный свет солнца так накаляет землю, что она становится багрово-красной, напоминая всполохи пламени. Световой день близится к концу, но сборщики винограда еще не закончили свой нелегкий труд. Чтобы передать тревожный и мрачный характер этого мотива, Ван Гог покрывает почти весь холст красным цветом.

Винсент Ван Гог «Красные виноградники в Арле» (1888). Источник

В картине «Ночное кафе на площади Ламартин в Арле» Ван Гог показывает скромную обстановку питейного заведения для рабочего класса. Туда даже могут зайти бродяги вздремнуть часок-другой — их мы видим в правой части картины. Композиционно сюжет построен на контрасте красного и зеленого: «В этой картине я пытался выразить неистовые человеческие страсти красным и зеленым цветом», — писал художник брату.

Винсент Ван Гог «Ночное кафе на площади Ламартин в Арле» (1888). Источник

В жизни художника красный цвет тоже стал символом больших страстей. Ван Гог использовал красную краску с большим содержанием свинца. У него была привычка смачивать кисти во рту — получается, он постоянно травил себя тяжелым металлом. Есть гипотеза, что подлинной причиной его агрессии и постоянной бессонницы был не его взрывной характер, а токсин в красной краске, обостривший состояние художника.

Но ядовитым был не только тот красный, которым пользовался Ван Гог. Многие оттенки цвета вплоть до появления фабричных аналогов были токсичными. Например, киноварь производили, нагревая серу и ртуть (этот оттенок можно увидеть на фресках в Помпеях). Вредными были и реальгар из сернистого мышьяка, и свинцовый красный , которыми пользовались художники Ренессанса и Нового времени.

Первая половина XX века: цвет французских дикарей

Начало XX столетия — это время больших открытий. Художники неожиданно обращают внимание на колониальное искусство, переосмысляют детский рисунок и активно экспериментируют с цветом и формой.

Импрессионисты говорили о раздельном мазке и живописи чистым цветом. Теперь эти же установки художники следующего поколения доводят до предела. Тень с голубым оттенком мастер передает чистой бирюзой, а легкий румянец на щеках девушки — багровым пятном.

Появляется целое движение живописцев, которых интересуют лишь колористические задачи. За любовь к яркому цвету их прозвали фовистами (от фр. fauves — «дикари»).

Анри Матисс , главный идеолог фовизма, считал, что главное в картине — это гармония цвета. Все свои композиции он выстраивал на соотношении контрастных цветов, которые придавали мажорный тон его статичным сюжетам.

Полотно «Красная комната» он изначально писал в голубом цвете, но решил почти целиком переделать его, посчитав, работа не выглядит достаточно декоративно (другими словами, нет ощущения, что это гобелен или ковер). А вот «красный» вариант Матисс считал гораздо более красивым.

Анри Матисс «Красная комната» (1908). Источник

Красный поглощает трехмерное пространство, и цвет становится главным выразительным средством. Красный не только ярок, но и несет мощный эмоциональный заряд.

Позже этот прием Матисс будет использовать почти в каждой работе, считая, что искусство должно в первую очередь приносить человеку радость.

Красный использовали и в знак протеста против старых представлений о мире и искусстве.

Авангардист Илья Машков говорил, что красный долгое время считался вульгарным, но именно поэтому, назло устоявшимся традициям, он почти все свои картины писал яркой киноварью.

Илья Машков «Портрет неизвестного с цветком в петлице» (1910). Источник

Середина XX века: красный — открытая рана

После Второй мировой войны настроения в обществе резко изменились: мало кто из художников обращался к позитивным сюжетам. То, что происходило в искусстве, лучше всего описывает фраза писателя Жана Жене: «Источником красоты является не что иное, как скрытая душевная рана».

Утрата, трагичность существования, насилие — вот темы, которые поднимал в своих работах художник Фрэнсис Бэкон . Задачу живописи он видел в том, чтобы «воссоздать жестокость» самой реальности. Герои его картин — это гротескные существа, они то ли шипят, то ли кричат от боли, теряя человеческий облик, воплощают саму плоть, открытую рану.

Фрэнсис Бэкон «Три этюда для распятия» (1962). Источник

Для создания столь мрачной атмосферы художник активно использовал разные оттенки красного. Этот цвет отлично передает эмоциональный посыл картины.

ХХI век: красный как политическое высказывание

Красный цвет в современном мире может быть чем угодно: и предупреждающим знаком, и наказанием, и удовольствием, и чествованием.

Мишель Пастуро в своей книге «Красный. История цвета» пишет, что времена этого цвета прошли, а его место теперь занимают синий и зелёный. Однако в искусстве красный все еще очень символичен.

Большой поклонник красного художник Аниш Капур интересуется эмоциональным воздействием объектов, которые создает. Его произведения поражают монументальным масштабом — они больше похожи на архитектурные проекты, чем на скульптурные. Их почти невозможно охватить одним взглядом, они подавляют зрителя и, конечно, связаны с образом власти.

Аниш Капур «Моя алая родина» (2003). Источник

Его работа «Моя алая родина» напоминает место казни, «Стрельба в угол» похожа на куски мяса, брошенные в белые стены музея, а «Расчленение» предлагает зрителю заглянуть внутрь тела. Красный вновь интерпретируется как плоть и кровь, физические муки и расправа, только теперь художник говорит не об одном человеке, а о целом поколении угнетенных людей.

Аниш Капур «Стрельба в угол». Источник

У Капура есть и политические работы. В 2011 году он создал грандиозную инсталляцию красного цвета «Левиафан» и посвятил ее арестованному китайскому художнику Ай Вэйвэю, а после призвал все музеи мира закрыться на один день в знак протеста.

Аниш Капур «Левиафан» (2011). Источник

Красный для Капура — это цвет мощных высказываний, своего рода визуальных манифестов, благодаря которым его объекты запоминают даже те, кто далек от современного искусства.

Источник

Оцените статью