Значение культуры стран халифата состоит

Тест по истории Средних веков Культура стран халифата для 6 класса

Тест по истории Средних веков Культура стран халифата для 6 класса с ответами. Тест представлен в двух вариантах, в каждом по 5 заданий.

Вариант 1

A1. Мусульманский храм называется:

1) минарет
2) церковь
3) мечеть
4) медресе

А2. Причина высокого развития культуры в Арабском халифате:

1) отсутствие войн
2) освоение наследия Античности
3) сохранение единого государства
4) использование латинского языка на письме

А3. Имя выдающегося арабского поэта, автора поэмы «Шах-наме»:

1) Гомер
2) Аль-Бируни
3) Фирдоуси
4) Ибн Сина

А4. Арабские постройки были украшены:

1) мозаикой
2) витражами
3) арабесками
4) портретами Мухаммеда и халифов

В1. Какие из перечисленных памятников культуры были созданы в странах халифата? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.

1) поэма «Песнь о Нибелунгах»
2) храм Святой Софии
3) поэма «Старшая Эдда»
4) поэма «Книга царей»
5) дворец Альгамбра

Вариант 2

A1. Высшие мусульманские школы в Арабском халифате назывались:

1) минарет
2) мечеть
3) медресе
4) скриптория

А2. Значение культуры стран халифата состоит в:

1) создании алфавита
2) изобретении бумаги и чернил
3) создании крестово-купольных храмов
4) сохранении и приумножении наследия античной культуры

А3. Авиценна является автором:

1) поэмы «Шах-наме»
2) учебника по алгебре
3) трактата «Канон медицинской науки»
4) сборника сказок «Тысяча и одна ночь»

А4. В Арабском халифате наибольшего расцвета достигла:

1) портретная живопись
2) архитектура
3) иконопись
4) скульптура

В1. Кто из перечисленных деятелей культуры работал в странах халифата? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.

1) Аль-Бируни
2) Алкуин
3) Евклид
4) Вергилий
5) Фирдоуси

Ответы на тест по истории Средних веков Культура стран халифата для 6 класса
Вариант 1
А1-3
А2-2
А3-3
А4-3
В1. 45
Вариант 2
А1-3
А2-4
А3-3
А4-2
В1. 15

Источник

Культура стран халифата: особенности и история. Вклад Арабского халифата в мировую культуру

Период, когда мусульманский мир находился под властью Халифата, назван Золотым веком ислама. Эта эпоха длилась с VIII по XIII столетие нашей эры. Она началась с торжественного открытия Дома Мудрости в Багдаде. Там ученые из разных уголков мира стремились собрать все доступные на тот момент знания и перевести их на арабский. Культура стран Халифата в этот период переживала небывалый расцвет. Закончился Золотой век во время монгольского нашествия и падения Багдада в 1258 году.

Причины культурного подъема

В VIII веке из Китая на территории, заселенные арабами, проникло новое изобретение — бумага. Она была намного дешевле и проще в производстве, чем пергамент, удобнее и долговечнее, чем папирус. Она также лучше впитывала чернила, что позволяло быстрее изготавливать копии рукописей. Благодаря появлению бумаги книги стали гораздо дешевле и доступнее.

Правящая династия Халифата, Аббасиды, поддерживала накопление и передачу знаний. Она ссылалась на изречение Пророка Мухаммеда, которое гласило: «Чернила ученого — большая святыня, чем кровь мученика».

Культура стран арабского Халифата возникла не на пустом месте. В ее основу легли достижения более ранних цивилизаций. Многие классические произведения античности были переведены на арабский и персидский, а позже на турецкий, иврит и латынь. Арабы ассимилировали, переосмысляли и расширяли знания, полученные из древнегреческих, римских, персидских, индийских, китайских и других источников.

Наука и философия

Культура Халифата сочетала исламские традиции с идеями античных мыслителей, в первую очередь Аристотеля и Платона. Арабская философская литература переводилась также на латынь, способствуя развитию европейской науки.

Опираясь на греческих предшественников, таких как Евклид и Архимед, математики Халифата первыми систематизировали изучение алгебры. Арабы познакомили европейцев с индийскими числами, системой десятичных дробей.

В марокканском городе Фес в 859 году был основан университет. Позже подобные заведения открылись в Каире и Багдаде. В университетах изучались богословие, право и исламская история. Культура стран Халифата была открыта для внешнего влияния. Среди преподавателей и студентов были не только арабы, но также и иностранцы, в том числе не мусульмане.

Медицина

В IX веке на территории Халифата начала развиваться система медицины, основанная на научном анализе. Мыслители этого времени Ар-Рази и Ибн Сина (Авиценна) систематизировали современные им знания о лечении болезней и изложили их в книгах, которые впоследствии получили широкую известность в средневековой Европе. Благодаря арабам христианский мир заново открыл древнегреческих медиков Гиппократа и Галена.

Культура стран Халифата включала в себя основанные на предписаниях ислама традиции помощи бедным. Поэтому в крупных городах существовали бесплатные больницы, оказывавшие помощь всем обратившимся пациентам. Они финансировались религиозными фондами — вакуфами. На территории Халифата появились и первые в мире учреждения для ухода за душевнобольными.

Изобразительное искусство

Особенности культуры арабского Халифата особенно ярко проявились в декоративном творчестве. Исламские орнаменты невозможно спутать с образцами изобразительного искусства других цивилизаций. Характерными узорами украшали ковры, одежду, мебель, посуду, фасады и внутренние помещения зданий.

Использование орнамента связано с религиозным запретом на изображение одушевленных существ. Но он не всегда строго выполнялся. В книжных иллюстрациях изображения людей были широко распространены. А в Персии, которая также была частью Халифата, подобные фрески рисовали и на стенах зданий.

Изделия из стекла

Египет и Сирия еще в античные времена были центрами стекольного производства. На территории Халифата сохранился и совершенствовался этот вид ремесла. В эпоху раннего средневековья лучшие в мире изделия из стекла производились на Ближнем Востоке и в Персии. Высочайшая техническая культура Халифата была по достоинству оценена итальянцами. Позже венецианцы, пользуясь наработками исламских мастеров, создали свою стекольную промышленность.

Каллиграфия

Стремлением к совершенству и красоте надписей пронизана вся культура арабского Халифата. Кратко выраженное религиозное наставление или отрывок из Корана наносили на самые разные предметы: монеты, керамические плитки, металлические решетки, стены домов и т. д. Мастера, владевшие искусством каллиграфии, имели в арабском мире более высокий статус, чем прочие художники.

Литература и поэзия

На начальном этапе культура стран Халифата характеризовалась концентрацией на религиозных сюжетах и стремлением вытеснить региональные языки арабским. Но позднее произошла либерализация многих сфер общественной жизни. Это в частности привело к возрождению персидской литературы.

Наибольший интерес представляет поэзия того периода. Стихи встречаются почти в каждой персидской книге. Даже если это труд по философии, астрономии или математике. Например, почти половина текста книги Авиценны по медицине написана стихами. Широкое распространение получили панегирики. Развивалась также эпическая поэзия. Вершиной этого направления является поэма «Шахнамэ».

Знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь» также имеют персидское происхождение. Но впервые они были собраны в одну книгу и записаны на арабском языке в XIII веке в Багдаде.

Архитектура

Культура стран Халифата сформировалась под влиянием как древних доисламских цивилизаций, так и соседних с арабами народов. Наиболее ярко этот синтез проявился в архитектуре. Здания в византийском и сирийском стиле характерны для раннего мусульманского зодчества. Архитекторами и оформителями многих сооружений, построенных на территории Халифата, были выходцы из христианских стран.

Великая мечеть в Дамаске была построена на месте базилики Иоанна Крестителя и почти в точности повторяла ее форму. Но вскоре появился и собственно исламский архитектурный стиль. Великая мечеть Кейруана в Тунисе стала образцом для всех последующих мусульманских религиозных сооружений. Она имеет квадратную форму и состоит из минарета, большого двора, окруженного портиками, и огромного молитвенного зала с двумя куполами.

Культура стран арабского Халифата имела ярко выраженные региональные особенности. Так, для персидской архитектуры были характерны стрельчатые и подковообразные арки, для османской — здания с множеством куполов, для магрибской — использование колонн.

Халифат имел обширные торговые и политические связи с другими странами. Поэтому его культура оказала большое влияние на многие народы и цивилизации.

Источник

Культура стран Халифата — причины развития и основные достижения

Создание союза

Халифат состоял из множества стран, отличающихся высоким развитием культуры: Сирия, Египет, Средняя Азия, Месопотамия. Арабы занимали нижнюю ступень по качеству образования в сравнении с другими народами. Из-за неграмотности они уничтожали памятники культуры на завоеванных территориях. Когда халиф приказал сжечь библиотеку в Александрии, он сказал: «Если в книгах указано не то, что написано в Коране, то их нужно уничтожить. А если сказано то же самое, то они и не нужны».

Постепенно арабы переняли наследие своих соседей, они воспользовались их достижениями в искусстве и науках. Все страны союза заговорили на одном языке, на котором писали новые авторы и переводили старые произведения. Культура создавалась всеми народами мусульманского государства.

Причины подъема

Еще в восьмом веке арабы из Китая на свои территории завезли бумагу — новый для них материал. Он оказался прочнее и долговечнее папируса, дешевле пергамента, его легко производить. Чернила в бумагу впитывались быстрее, что значительно сократило временные затраты на создание рукописей и книг.

В тот период Халифатом правила династия Аббасидов. Они поддерживали распространение грамотности, ссылаясь на изречения Мухаммеда. Пророк Аллаха говорил, что чернила ученого ценнее и священнее крови мученика.

Основные причины высокого развития культуры в арабском Халифате — это использование достижения ранних цивилизаций и привоз новых материалов для учебы из других государств. Классические литературные произведения были переведены на арабский и иврит, турецкий и персидский. Мудрецы Халифата извлекали знания из разных источников — книг и дневников, таблиц, дощечек, рукописей и коротких сообщений, пергаментов и карт, живописи и даже музыки.

Развитие хозяйства

Сначала страны Халифата раскинулись на бескрайних степях. Позже они занялись разным хозяйством:

  • земледелие;
  • садоводство;
  • виноградарство;
  • животноводство.

Долины Сирии покрылись виноградниками и плодовыми садами, на берегах рек сеяли пшеницу, ячмень, сахарный тростник и финики. Путешественники привезли из Индии и Китая другие культуры — рис, хлопок, цитрусовые.

С этого начался расцвет ремесел. Мастера научились изготавливать прочные и легкие ткани из хлопка и шерсти, шелковые изделия, ткать ковры. Прославились арабы своими стеклянными изделиями и оружием. Такие изделия из дамасской стали, как защитные панцири, сабли и кинжалы, пользовались популярностью в европейских странах.

Халифат наладил торговые отношения с Китаем и Индией. Товары арабы провозили через пустыни на лошадях и верблюдах, а по морям доставляли их кораблями и лодками. Из Индии поставляли драгоценные камни и дорогие ткани, специи. Эти товары Халифат продавал в Европе. Во время торговли в разных государствах арабы устанавливали с ними деловые отношения.

Философия и наука

Культура Халифата состояла из традиций ислама и античных идей. Арабам нравились работы Платона и Аристотеля, но и у самого государства были великие мыслители. Их записи даже переводили на европейские языки.

Больших успехов арабские ученые достигли в математике. Они первыми систематизировали алгебраическую науку. За основу они взяли исследования Архимеда и Евклида. Европа позаимствовала у мусульман десятичные дроби и индийские числа.

В городе Марокко — Фес — в 859 году основали первый университет, позже учебные заведения появились и в Багдаде, Каире. Здесь преподавали сразу несколько дисциплин:

  • исламскую историю;
  • религию (богословие);
  • право.

Благодаря культурным достижениям арабского Халифата новые знания стали доступны разным странам. В университетах появились иностранные преподаватели, среди которых были представители других религий.

Достижения в медицине

В девятом веке началось развитие медицины, основной движущей силой стали наблюдения и анализ. Знания о болезнях и их лечении были изложены в книгах мыслителями Ибн Сина и Ар-Рази. Позже эти собрания попали в Европу, где получили широкую известность. Христиане узнали о медицинских исследованиях Галена и Гиппократа именно благодаря арабам.

Религия мусульман предписывает безвозмездную помощь бедным и нуждающимся. В крупных городах власти построили бесплатные больницы, куда могли обратиться для лечения все слои населения. Здесь же выдавали лекарства на дом и кормили бедняков. Их финансировали специальные благотворительные фонды. А в столицах Халифата появились и первые в мире заведения по уходу за душевнобольными.

Искусства и ремесла

Особенно ярко проявилась арабская культура в живописи, графике и других видах искусства. Мусульманские орнаменты нельзя перепутать с работами других мастеров. В исламе не принято изображать людей, поэтому распространенными были растительные узоры. Подобные орнаменты встречались на коврах, мебели, одежде, посуде. Резной лепниной украшали фасады и своды зданий. Хотя было довольно много текстильных изделий, скульптура практически не развивалась. А в живописи преобладали пейзажи и натюрморты.

Развивались и разные ремесла:

  • стекольная промышленность;
  • изготовление косметики;
  • гончарство и плетение;
  • ювелирное дело;
  • производство кожаных изделий.

Сирия и Египет в то время были центрами производства товаров из стекла. Именно у арабов венецианцы позаимствовали технологию изготовления тончайшей посуды и других изделий. Первую подводку для глаз также изобрели арабы. Прославились они и своей глиняной и плетеной посудой — расписными тарелками, кувшинами, корзинами.

Были в Халифате и искусные ювелиры. Они мастерски обрабатывали драгоценные металлы и камни, создавали ожерелья, серьги, браслеты, головные уборы. Бриллиантами, рубинами и изумрудами украшали одежду, обувь и посуду. Известны и кожаные изделия мусульман. Они производили качественную обувь, ножны, плащи.

Литература и каллиграфия

Направлением всей культуры мусульман можно назвать стремление к красоте и совершенству. Поступки арабы оценивали по Корану, а характеристику человеку давали по его делам и отношению к окружающим. Их мудрые изречения записаны в книгах, сборниках стихов.

Много внимания на уроках в классах учителя уделяли каллиграфии. Дети и взрослые учились красиво писать, это умение считалось настоящим искусством. Религиозные фразы наносили на разные предметы:

  • монеты;
  • керамические плитки;
  • стены;
  • тарелки;
  • деревянные и металлические пластины.

Литература авторов из Халифата стала известной за пределами государства. Преобладала религиозная тема, а все региональные языки вытеснял арабский. Позже стали популярными и персидские писатели.

Наиболее известной является поэзия мусульман. Почти все книги состоят из стихотворений. Даже научные труды по медицине, экономике, математике и философии содержат рифмованные строки. Популярными стали панегирики и эпическая поэзия. В этом государстве создали знаменитый сборник сказок Шахерезады «Тысяча и одна ночь».

Архитектурные сооружения

На архитектурную культуру Халифата повлияли доисламские цивилизации и соседние народы государства. Раннее зодчество напоминает сирийский и византийский стиль. Большинство архитекторов были христианами, а знаменитую мечеть в Дамаске построили по примеру базилики Иоанна Крестителя.

Позже развился собственный стиль арабов. В Тунисе возвели мечеть Кейруна. Она стала примером для остальных религиозных построек. У нее квадратная форма, а на территории расположены минарет, молитвенный зал с большими куполами и двор, окруженный портиками. Персидская архитектура немного отличается. Ее арки имели стрельчатую и подковообразную форму. Проекты зданий в османском стиле имели множество куполов. Ни один дворец Магрибской области не обошелся без огромных колонн. Арабский стиль получил распространение по всей территории Халифата.

Мировое значение

Переоценить значение культуры Халифата практически невозможно. Если говорить кратко, то большинство научных трудов, известных в мусульманских странах, стали основой образования европейцев. Их переводили на латинский язык, чтобы было проще изучать в христианском мире.

Огромный вклад арабского Халифата в мировую культуру отразился в литературе, искусстве, архитектуре, ремеслах. Европейцы знакомились с арабскими трудами в мусульманской Испании. Ее столица, Кордова, славилась большим количеством школ, где преподавали учителя разного происхождения.

В этом городе были огромные библиотеки. Здесь хранились старинные рукописи, исторические документы, каждый год мусульмане переводили тут по 16 000 книг, собранных по всему миру. Затем эти работы распространялись по разным странам.

Ученые, ремесленники и художники Халифата сделали довольно много для улучшения уровня образования по всему миру. Именно мусульмане заложили основы большинства наук, стали основоположниками нового стиля в архитектуре, создали великолепные образцы ювелирных изделий.

Источник

Читайте также:  Страны традиционного развития 19 века
Оцените статью