Значение летописей для страны

Зачем писались древнерусские летописи? Часть 1.

Летописи являются, пожалуй, важнейшей категорией источников по истории Древней Руси. Однако с какой целью наши предки веками создавали настолько специфичный, а подчас и внутренне противоречивый комплекс текстов?

Для начала стоит немного рассказать о самих летописях. Летописи представляют собой тексты с погодным изложением событий, начинающимся со слов «въ лѣто. ».

Как правило рассказ предваряет своего рода экскурс в библейскую историю, где повествуется о Сотворении Мира, Адаме и Еве доходя, таким образом, до современных летописцам событий. Это делалось для того, чтобы вписать события сегодняшнего дня в общий контекст христианского представления о свершении истории.

Почти все летописи имеют в своей основе Повесть временных лет , самостоятельное произведение в рамках летописи. Традиционно ее составление связывают с деятельностью монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, жившего на рубеже XI-XII веков.

Летописи создавались преимущественно в монашеской среде, которая в Средние века нередко брала на себя задачу аккумулирования и сохранения знаний. К основным центрам древнерусского летописания относятся Киев, Новгород, Переяславль, Чернигов, Волынь, Галич, Ростов, Суздаль, Владимир-на-Клязьме и др.

Что же касается численности летописных памятников, то нередко можно встретить оценку в примерно 5 тысяч, хотя эта цифра довольно условна.

Вопрос о том, зачем летописи вообще составлялись, не столь очевиден. Летописный текст мог включать в себя очень разные сведения, начиная от битв, рождений княжеских детей и закладок храмов до описания природных явлений и небылиц. Погодные описания событий перемежалось с повестями, житиями, текстами договоров, грамот и законодательных актов. Выявить здесь некую единую нить повествования, единую задумку подчас весьма трудно.

Читайте также:  Культурно исторический регион стран восточной африки

Ниже мы расскажем о нескольких наиболее популярных объяснениях мотивов создания летописей , предлагаемых в исторической науке. Задача эта осложняется тем, что сведений о летописцах, а уж тем более об авторах конкретных сводов сохранилось крайне мало. Поэтому данные объяснения стоит воспринимать скорее как гипотезы.

Летопись как памятники политической борьбы

Это одно из самых частых объяснений намерения создания летописей, которое особенно преобладало в советской историографии. И на первый взгляд оно кажется наиболее очевидным.

Так, Б. А. Рыбаков полагал, что князь Владимир Мономах применял летописание для упрочения своих позиций в политической борьбе с киевским боярством.

Сторонники данного объяснения ссылаются на часто встречающуюся предвзятость летописцев. К примеру, софийско-львовский летописец, выражающий интересы удельно-княжеских кругов, описывая обстановку в Москве накануне Стояния на Угре 1470 г. всячески стремился показать трусость князя Ивана III (что несколько расходится с прочими сообщениями о тех событиях).

Конечно, политическая тенденциозность так или иначе будет свойственная почти что любому источнику, однако ее наличие еще не говорит о том, что летописный текст создавался именно с этой целью. Ведь как тогда объяснить многочисленные известия о погоде, стихийных явлениях, кратких и малозначимых в политическом отношении сообщений, наконец, о невиданных чудесах, которыми пестрят летописи? Видимо, одного политического мотива здесь не достаточно.

Кроме того, это не объясняет, зачем летописцы предваряли свои рассказы пространными историческими экскурсами, ведь далеко не во всех из них можно увидеть ту или иную параллель с современными авторам событиями.

Какие еще существуют объяснения смысла мотивов создания летописей и зачем вообще выяснять эти самые мотивы — об этом в следующих частях статьи.

Другие публикации по теме:

«Берестяные грамоты подделаны, потому что на Руси не могло быть 90% грамотного населения» © — в статье представлено опровержение данного аргумента, популярного у отрицателей берестяных грамот.

Какие проблемы существуют в изучении славянского язычества? — что осталось от восточнославянского язычества и почему его так сложно реконструировать.

  • Гимон Т.В. Для чего писались русские летописи? // Журнал “ФИПП”. М., 1998. № 1 (2). С. 8-16.
  • Зиборов В.К . История русского летописания XI-XVIII вв.: Учеб. пособ. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2002. — 512 с.
  • Толочко П.П. Русские летописи и летописцы X-XIII вв. — Спб.: Алтейя, 2003. — 296 с.

Статья носит обзорный характер и рассчитана на читателя, слабо знакомого с темой. Здесь не ставится задача изложения сложных и дискуссионных аспектов летописеведения, текстологии и пр.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы!

Источник

Летопись — что это такое

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Об этом старинном жанре (что это?) русской историографии приходилось слышать каждому.

В начальной школе ученикам объясняют, что слово «летопись» происходит от старославянского «лето», то есть «год».

Получается, летопись – это описание годовых событий? Давайте узнаем, так ли это.

Летопись — это.

Летопись – это жанр древнерусской литературы, который представляет собой развёрнутое изложение исторических событий в хронологической (погодовой) последовательности.

На Западе подобные письменные свидетельства о событиях истории назывались хрониками или анналами.

Летописанием занимались монахи , так как монастырские школы были единственными центрами письменной культуры в Древней Руси. Наиболее мощный пласт дошедших до нас летописных документов датируется 14-17 веками.

Однако известны и более ранние источники, к которым относится первая киевская летопись « Повесть временных лет » (11-12 века).

События последней восходят к временам сотворения мира, исчисляют начало русской государственности от 862 года и завершаются 1117 годом.

Если сформулировать, что такое летопись, кратко , то можно дать следующее определение:

это исторический документ, сборник письменных свидетельств о государственно значимых событиях каждого года.

При первой встрече с термином на вопрос «Что такое летопись?» в 4 классе допустимо ответить:

«Письменный рассказ об исторических событиях прошлого».

Самые древние летописные списки

В зависимости от того, в каком монастыре составлялась летопись, кем она была обнаружена, какие стилистические отличия от первоисточника имеет, летописания делятся на списки, редакции и изводы .

Наиболее известными среди источников, дошедших до наших дней, считается Лаврентьевская летопись . Она датируется 1377 годом и приписывается монаху Лаврентию.

Более двух столетий этот ценнейший документ хранился в Рождественском монастыре г.Владимира, затем перешёл в частную коллекцию русских древностей, откуда был выкуплен графом Мусиным-Пушкиным.

В историографических очерках Лаврентьевскую летопись иногда называют Пушкинской, но к великому русскому поэту А.С.Пушкину это прямого отношения не имеет).

Мусин-Пушкин передал рукопись в дар императору Александру I, который отправил её на хранение в Публичную библиотеку (ныне – Российскую национальную библиотеку). Там она находится и сегодня.

У документа имеется 6 списков, самый известный из которых — Ипатьевская летопись . Она получила своё название благодаря тому, что была обнаружена в Ипатьевом монастыре под Костромой.

В 1809 году историк Н.М.Карамзин нашёл рукопись в Библиотеке Академии Наук. Документ хранится там доныне. Графологи распознали в тексте документа пять различных почерков, принадлежавших разным переписчикам, так что единого мнения о происхождении списка нет.

Помимо Ипатьевской летописи, официально существуют следующие списки Лаврентьевской летописи:

  1. Хлебниковский (Несторовский) – предположительно 1560 год, Киево-Печерская лавра (образ летописца Нестора опоэтизирован А. С. Пушкиным в поэме «Борис Годунов»);
  2. Погодинский – более поздняя (1620 год) копия Хлебниковского, некоторое время принадлежала писателю М. Погодину, который передал её Николаю I;
  3. Список Яроцкого;
  4. Ермолаевский;
  5. Краковский.

Первоисточником летописи монаха Лаврентия было киевское летописание, но записи об исторических событиях создавались и в других городах.

Свои летописи велись в Новгороде, Пскове, Чернигове. Позже были обнаружены белорусские, молдавские, казацкие, Сибирские и Башкирские летописи.

Жанровые особенности летописей

Летопись отличается от других жанров древнерусской литературы несколькими стилистическими и содержательными особенностями:

  1. установкой на достоверность;
  2. анонимностью;
  3. стремлением найти событиям настоящего аналог в библейском прошлом;
  4. обращением к фигурам исторических персонажей (князей, воевод, других государственных деятелей);
  5. оценочностью.

Установка на достоверность предполагала отсутствие вымысла, но не лишала летописца права на собственную трактовку того или иного события.

Например, смерть князя Олега от коня своего, впоследствии пересказанная Н.М.Карамзиным в «Истории государства Российского» и превращённая в балладу (что это?) А.С.Пушкиным, не может считаться исторически установленным фактом, но при этом считается летописным преданием (что это?).

Правила монашеской жизни исключали институт авторства.

Писательство считалось делом богоданным: тот, чьей рукой водил Бог, должен был остаться в тени. Скромность и смирение не позволяли летописцу присваивать произведение себе, поэтому указания имён переписчиков встречаются в текстах (что это?) рукописей редко.

Христианская картина мира предполагала безусловную веру в то, что происходящие события продиктованы волей Божьей, что они являются частью Замысла, начало которого явлено в событиях Ветхого и Нового Завета.

В изложении летописцев годы неурожаев и болезней соотносятся с нашествием саранчи и другими библейскими испытаниями, посланными народам, прогневавшим Господа.

Несмотря на стремление к объективности, авторы летописей наделяли свои произведения чертами собственного мировоззрения (что это?).

Одним князьям они симпатизировали, других награждали нелестными характеристиками. Всё «своё» оценивалось положительно, «чужое» — как правило, отрицательно. Многие летописцы расходятся в оценках одного и того же события, особенно это характерно для описания недавнего прошлого или настоящего (по отношению к пишущим) времени.

Заключение

Стоит хотя бы однажды почитать русскую летопись, чтобы понять, что это за документ.

Любопытно познакомиться с особой летописной интонацией, проникнуться размеренным и величавым духом сменяющих друг друга столетий, вчитаться в события смутного прошлого, из которых складывались судьбы страны, полюбоваться простотой и прозорливостью родного языка, находящего верное имя каждому явлению и лицу.

Летопись – это слепок истории государства в том виде, какой хотели бы видеть её хранители национальной культуры (что это?). Здесь много поводов для размышлений над русской душой и характером народа.

Источник

Значение летописей для страны

Летописи, исторические произведения XI-XVII вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето” — отсюда название — летопись. Слова “летопись” и “летописец” равнозначащи, но летописцем мог называться также и составитель такого произведения. Летописи — важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Обычно в летописи излагалась русская история от ее начала, иногда летописи открывались библейской историей и продолжались античной, византийской и русской. Летописи играли важную роль в идеологическом обосновании княжеской власти в Древней Руси и пропаганде единства русских земель. Летописи содержат значительный материал о происхождении восточных славян, о их государственной власти, о политических взаимоотношениях восточных славян между собой и с др. народами и странами.

Характерной чертой летописи является вера летописцев во вмешательство божественных сил. Новые летописи составлялись обычно как своды предшествующих летописей и различных материалов (исторических повестей, житий, посланий и пр.) и заключались записями о современных летописцу событиях. Литературные произведения вместе с тем использовались в летописях в качестве источников. Предания, былины, договоры, законодательные акты, документы княжеских и церковных архивов также вплетались летописцем в ткань повествования. Переписывая включаемые в летопись материалы, он стремился создать единое повествование, подчиняя его исторической концепции, соответствовавшей интересам того политического центра, где он писал (двор князя, канцелярия митрополита, епископа, монастыря, посадничья изба и т.п.). Однако наряду с официальной идеологией в летописях отображались взгляды их непосредственных составителей. Летописи свидетельствуют о высоком патриотическом сознании русского народа в XI-XVII вв. Составлению летописей придавалось большое значение, к ним обращались в политических спорах, при дипломатических переговорах. Мастерство исторического повествования достигло в них высокого совершенства. Списков летописей дошло не менее 1500. В их составе сохранились многие произведения древнерусской литературы: “Поучение” Владимира Мономаха, “Сказание о Мамаевом побоище”,Хождение за три моряАфанасия Никитина и др. Древние летописи XI-XII вв. сохранились только в позднейших списках. Древнейший список летописей с датой — краткий летописец Константинопольского патр. Никифора, дополненный русскими статьями до 1278, содержащийся в Новгородской кормчей 1280. Наиболее известный из ранних летописных сводов, дошедший до нашего времени, — “Повесть временных лет”. Ее создателем считают Нестора — монаха Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой труд около 1113 года.

В Киеве в XII веке летописание велось в Киево-Печерском и Выдубицком Михайловском монастырях, а также при княжеском дворе. Галицко-волынское летописание в XII в. сосредоточивается при дворах галицко-волынских князей и епископов. Южнорусское летописание сохранилось в Ипатьевской летописи, которая состоит из “Повести временных лет”, продолженной в основном киевскими известиями (кончая 1200), и Галицко-Волынской летописи (кончая 1289-92). Во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и Переяславль. Памятником этого летописания является Лаврентьевская летопись, которая начинается “Повестью временных лет”, продолженной владимиро-суздальскими известиями до 1305, а также Летописец Переяславля-Суздальского (изд. 1851) и Радзивилловская летопись, украшенная большим количеством рисунков. Большое развитие получило летописание в Новгороде при дворе архиепископа, при монастырях и церквах.

Монголо-татарское нашествие вызвало временный упадок летописания. В XIV-XV вв. оно вновь развивается. Крупнейшими центрами летописания являлись Новгород, Псков, Ростов, Тверь, Москва. В летописных сводах отражались гл. образом события местного значения (рождение и смерть князей, выборы посадников и тысяцких в Новгороде и Пскове, военные походы, битвы и т.д.), церковные (поставление и смерть епископов, игуменов монастырей, постройка церквей и пр.), неурожай и голод, эпидемии, примечательные явления природы и др. События, выходящие за пределы местных интересов, отражены в таких летописях слабо. Новгородское летописание XII-XV вв. наиболее полно представлено Новгородской Первой летописью старшего и младшего изводов. Старший, или более ранний, извод сохранился в единственном Синодальном пергаменном (харатейном) списке XIII-XIV вв.; младший извод дошел в списках XV в. В Пскове летописание было связано с посадниками и государственной канцелярией при соборе Троицы. В Твери летописание развивалось при дворе тверских князей и епископов. Представление о нем дают Тверской сборник и Рогожский летописец. В Ростове летописание велось при дворе епископов, и летописи, созданные в Ростове, отражены в ряде сводов, в т.ч. в Ермолинской летописи к. XV в.

Новые явления в летописании отмечаются в XV в., когда складывалось Русское государство с центром в Москве. Политика московских вел. князей нашла свое отражение в общерусских летописных сводах. О первом московском общерусском своде дают представление Троицкая летопись н. XV в. (исчезла при пожаре 1812) и Симеоновская летопись в списке XVI в. Троицкая летопись кончается 1409. Для составления ее были привлечены разнообразные источники: новгородские, тверские, псковские, смоленские и др. Происхождение и политическая направленность этой летописи подчеркиваются преобладанием московских известий и общей благоприятной оценкой деятельности московских князей и митрополитов. Общерусским летописным сводом, составленным в Смоленске в к. XV в., была т.н. Летопись Авраамки; др. сводом является Суздальская летопись (к. XV в.).

Летописный свод, основанный на богатой новгородской письменности, “Софийский временник”, появился в Новгороде. Большой летописный свод появился в Москве в к. XV — н. XVI вв. Особенно известна Воскресенская летопись, кончающаяся на 1541 (составление осн. части летописи относится к 1534-37). В нее включено много официальных записей. Такие же официальные записи вошли в обширную Львовскую летопись, включившую в свой состав “Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича”, до 1560. При дворе Ивана Грозного в 1540-60-х был создан Лицевой летописный свод, т.е. летопись, включающая рисунки, соответствующие тексту. Первые 3 тома Лицевого свода посвящены всемирной истории (составленной на основании “Хронографа” и др. произведений), следующие 7 томов — русской истории с 1114 по 1567. Последний том Лицевого свода, посвященный царствованию Ивана Грозного, получил название “Царственной книги”. Текст Лицевого свода основан на более ранней — Никоновской летописи, представлявшей огромную компиляцию из разнообразных летописных известий, повестей, житий и пр. В XVI в. летописание продолжало развиваться не только в Москве, но и в др. городах. Наиболее известна Вологодско-Пермская летопись. Летописи велись также в Новгороде и Пскове, в Печерском монастыре под Псковом. В XVI в. появились и новые виды исторического повествования, уже отходящие от летописной формы, — “Книга степенная царского родословия” и “История о Казанском царстве”.

В XVII в. происходило постепенное отмирание летописной формы повествования. В это время появились местные летописи, из которых наиболее интересны Сибирские летописи. Начало их составления относится к 1-й пол. XVII в. Из них более известны Строгановская летопись и Есиповская летопись. В к. XVII в. тобольским сыном боярским С.У. Ремезовым была составлена “История Сибирская”. В XVII в. летописные известия включаются в состав степенных книг и хронографов. Слово “летопись” продолжает употребляться по традиции даже для таких произведений, которые слабо напоминают Летописи прежнего времени. Таким является Новый летописец, повествующий о событиях к. XVI — н. XVII вв. (польско-шведская интервенция и крестьянская война), и “Летопись о многих мятежах”.

Какие есть летописи?

Великоустюжские летописи — летописи по истории города Великого Устюга.

Вологодские летописи — ряд кратких вологодских летописей.

Иоасафовская летопись — русская летопись 16 века; названа по имени митрополита Иоасафа.

Львовская летопись — летописный свод, охватывающий события с древнейших времен до 1560 года.

Лицевой летописный свод — летописный свод 2-й половины XVI века. Состоял из 10 тт., содержавших около 9 тысяч листов, украшенных 16 тыс. миниатюр. Создание свода длилось с перерывами более 3 десятилетий. Его можно разделить на 3 части: 3 тома хронографа, содержащего изложение всемирной истории от сотворения мира до Х века, летописание «лет старых» (1114-1533) и летописание «лет новых» (1533 — 1567). В разное время созданием свода руководили выдающиеся государсвтенные деятели (члены Избранной рады, митрополит Макарий, окольничий А. Ф. Адашев, священник Сильвестр, дьяк И. М. Висковатый и др.). В 1570 работы над сводом были прекращены.

Супрасльская летопись — сборник летописных текстов 1-й половины 16 века.

Супрасльский список — текст белорусско-литовской летописи в сборнике, переписанном в 1519 году.

Типографская летопись — общерусский летописный свод.

Троицкая летопись — русский летописный свод начала 15 века.

“Летописец русских царей”, летописный памятник, сохранившийся в рукописи XV в. Начало летописца (до 907) имеется еще в одном списке XV в. Собственно “Летописец русских царей” охватывает события 1138-1214. Летопись была составлена в 1216-1219 и является одной из древнейших из числа дошедших до наших дней. В основу летописца положен владимирский летописный свод н. XIII в., близкий Радзивилловской летописи. Этот свод был переработан в Переяславле-Суздальском (Залесском) с привлечением местных и некоторых других известий.

Никаноровская летопись — русская летопись конца XV века. Названа по имени владельца — епископа Никанора. Сходство Никаноровской летописи с Вологотско-Пермской дает основание предполагать, что она была составлена при дворе вологодского-пермских епископов в конце XV века как общерусская ооснова местной летописи. в Никаноровской летописи события излагаются с IX века по 1472 год. Источники: Софийская первая летопись старшего взвода и Московский свод 1472 года. Составитель летописи занимал промосковскую позицию.

Новгородская судная грамота — судебный кодекс Новгородской феодальной республики XV века, дошедший в редакции 1471 года в единственном экземпляре (без конца) в составе рукописного сборника середины 1470-х годов. Юридическими источниками грамоты явились статьи Русской Правды и местное новгородское право более позднего происхождения. Отдельные нормы Новгородской судной грамоты перекликаются с некоторыми нормами псковской судной грамоты и судебными порядками Северо-восточной Руси. Она состоит из разновременных частей и посвящена судоустройству и судопроизводству в Новгороде Великом. В ней определены компетенция суда архиепископа. посадника, тысяцкого, великокняжеского наместника и тиуна, указаны размеры судебных пошлин, рассмотрены различные судебные казусы. Особое внимание уделено разбору земельных тяжб. Помимо интересов господствующих классов Новгорода (бояр, житьих людей и др.), Новгородская судная грамота отразила также политику Ивана III Васильевича по ограничению произвола новгородского боярства в пользу великокняжеской власти (50 рублей штраф с боярина в случае клеветы на судей и т.п.). Новгородская судная грамота послужила одним из источников Белозерской уставной грамоты 1488 года и Судебника 1497 года.

Радзивилловская летопись — русский летописный свод, близкий по содержанию к Лаврентьеиской летописи. Начинается со времени расселения славян и заканчивается 1205 годом. Относится к владимирско-суздальским летописям. Дошла до нас в списке кон. XV в. (видимо копия списка XIII в.>, который принадлежал лит. кн. Б. Радзивиллу, а затем Кенигсбергской библиотеке. Содержит 617 красочных миниатюр, является ценным источником для изучения материальной культуры, истории и искусства Древней Руси.

Рогожский летописец — древнерус. летопис. свод XV в. Открыт Н. П. Лихачевым в кон. XIX в. в собрании рукописей Рогожского кладбища в Москве. Рогожский летописец составлен путём соединения мат-лов из сводов разного происхождения и политич. ориентавии. Охватывает события от расселения славян до 1412 г. Первая часть (до 1288) сходна с Летописью Авраамки и Летописцем епископа Павла и восходит вместе с ними к краткому извлечению из Новг.-Софийск. свода 30-х гг. XV в. Вторая часть (до 1327) сходна с известиями Твер. сборника. Третья часть (1328 -1374) представляет собой компиляцию Твер. летописи, близкой к Симоновской. Четвертая часть (1375 — 1415) схожа с Симоновской летописью. Рогожский летописец содержит ряд уникальных сведений, особенно за XIV в., не подвергшихся промоск. обработке и освещающих политич. развитие рус. земель с точки зрения твер. летописцев.

Летопись Нестора — написанная во 2-й половине XI — начале XII вв. монахом Киевского пещерного (печерского) монастыря Нестором хроника, исполненная патриотической идей русского единения. Считается ценным историческим памятником средневековой Руси.

Псковская судная грамота — важный документ средневекового Пскова, состоящий из 2 частей: грамоты великого князя тверского Александра Михайловича и грамоты князя Константина Дмитриевича, княжившего в Пскове в 1407 — 1414 годы. С добавлениями, сделанными позже, Псковская судная грамота была утверждена на вече в 1467 году. Она определяла судебные права князя, посадника, новгородского наместника, владыки, княжих и вечевых чиновников, судопроизводство, трактовку уголовных преступлений, имущественных прав и их нарушений, различного рода обязательств и права наследства. Даёт достаточно полную картину жизни тогдашней Псковская феодальная республики.

Источник

Оцените статью