Значение науки для экономики страны

ЕГЭ. 2.1 Экономика и экономическая наука

Общество представляет собой сложную, динамичную систему, структуру которой образуют четыре большие подсистемы (или сферы): экономическая, политическая, социальная, духовная. Каждая из этих подсистем тесно связана с остальными и оказывает своё влияние на развитие общества в целом. Влияние экономической подсистемы на общество огромно, поэтому отдельный блок в структуре курса обществознания выделяется для изучения экономической сферы.

Что же такое экономика? Экономика в рамках курса обществознания рассматривается в двух основных значениях — как хозяйство и как наука. В первом значении:

Экономика — это организованная деятельность людей, направленная на производство, распределение, обмен и потребление экономических благ с целью удовлетворение потребностей индивида и общества.

Преимущество данного варианта определения заключается в том, что в нём перечислены основные экономические процессы, без понимания которых не возможно понимание экономики в целом.

Ещё один элемент нашего определения — отсылка к основной функции экономики — экономика удовлетворяет потребности индивида и общества.

Несколько слов о развитии потребностей. Потребности индивида и общества изменяются со временем . Речь идёт не только о том, что потребности индивида меняются вместе с изменением его интересов и вкусов на протяжении жизни, речь идёт о том, что развитие общества и научно-технического прогресса создаёт всё новые и новые потребности. Например, сегодня сложно представить себе подростка, у которого не было бы мобильного телефона, но буквально несколько десятилетий назад подростки и не подозревали, что могут существовать устройства, умещающиеся в кармане и обеспечивающие связь в любом месте. Ещё один пример, который часто встречается в справочниках и учебной литературе — сегодня никто не ходит в лаптях и не использует керосиновую лампу.

Читайте также:  Позитивные моменты деятельности тнк принимающих странах

Ещё одна особенность — потребности растут быстрее, чем возможности их удовлетворения . Только задумайтесь, в условиях современного мира по-прежнему не решена проблема голода в странах Африки, т.е. людям буквально не хватает продуктов питания, самых простых предметов быта и т.д. Отсюда вытекает фундаментальная проблема ограниченности ресурсов.

Ограниченность ресурсов — недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества.

Основная задача экономической науки предложить пути и способы решения данной проблемы, сформулировать принципы рационального поведения и эффективного использования ресурсов. Отсюда второе значение понятия «экономика»:

Экономика — это наука, которая изучает, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей.

Предметом изучения экономической науки, является хозяйственная деятельность человека, направленная на создание экономических благ с целью удовлетворение потребностей индивида и общества.

Экономическая наука, отвечает на три фундаментальных вопроса.

ДЛЯ КОГО производить?

Каждый из этих вопросов рассматривается в контексте проблемы ограниченности ресурсов и необходимости максимально эффективного их использования. Вопрос «что производить?» для производителя расшифровывается как вопрос «что производить из тех ресурсов, которые есть в моём распоряжении?». Из молока мы можем изготавливать сыр, сметану, йогурт и т.д. Мы должны определиться, что именно и в каком количестве мы будем производить.

Второй вопрос «как производить?» расшифровывается следующим образом «какую технологию и технику мне выбрать, для того чтобы произвести как можно больше качественного продукта из тех ограниченных ресурсов, которые есть в моём распоряжении?».

И наконец, в условиях ограниченности ресурсов и необходимости удовлетворять потребности общества и индивида, мы не можем позволить себе производить продукт впустую. Каждый произведённый продукт должен найти своего потребителя. Поэтому важно производить товар для конкретной целевой аудитории так, чтобы весь объём произведённого продукта, а значит и потраченных ресурсов, послужил удовлетворению потребностей.

Следующий важный момент. Роль экономики как хозяйства в жизни общества и функции экономики как науки.

Роль экономики в жизни общества можно продемонстрировать через влияние экономики на остальные сферы жизни общества.

1) Обеспечивает производств материальных благ. Главное предназначение экономической сферы в структуре общества в целом.

2) Экономика определяет социальную структуру общества. В данном случае речь идёт о влиянии экономики на социальную сферу общества. Социальная структура общества представлена различными социальными группами, которые могут быть выделены по самым разнообразным критериям. Современное индустриальное общество имеет классовую структуру, принадлежность к тому или иному классу определяется уровнем дохода индивида, а это экономический показатель.

3) Экономические отношения влияют на политическую сферу. Любая предвыборная программа кандидата в президенты или политической партии включает в себя программу экономического развития и обещает высокий уровень дохода и благосостояния страны. История знает немало примеров, когда экономический кризис спровоцировал политические изменения, правительство, которое не в состоянии стабилизировать экономическое положение в стране, не вызывает доверия и лишается поддержки населения.

4) Экономическая сфера создаёт необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества . Духовная сфера общества включает в себя разветвлённую систему организаций и учреждений — библиотеки, театры, музеи и т.д. Каждое из них нуждается в материальном обеспечении. Для того чтобы спектакль состоялся необходимо здание театра, декорации, сцена, зрительный зал и т.д. Режиссёр, оркестр, актёры должны получать заработную плату.

Теперь о функциях экономической науки.

1) Познавательная функция. Экономическая наука буквально даёт нам знания об основных экономических процессах, их причинах и взаимосвязях.

2) Практическая функция. Достижения экономической науки непосредственно используются в хозяйственной деятельности общества. Например, изучение факторов, влияющих на потребительский спрос, необходимо производителям, для того чтобы предугадать колебания потребительского спроса и скорректировать объём производства или ассортимент производимого товара.

3) Прогностическая функция. Данная функция означает прогнозирование экономических процессов, отталкиваясь от анализа основных закономерностей их развития. Например, прогноз темпов роста ВВП страны или, наоборот, его снижения.

4) Воспитательная функция. Тесно связана с формированием мировоззрения человека, например, усвоением ценности рационального поведение индивида в условиях ограниченности ресурсов.

5) Идеологическая функция. Экономическая наука, так или иначе, служит обоснованию глобальных экономических процессов и объясняет (или даже оправдывает) те или иные действия государства. Например, экономическая наука объясняет установление государством высоких таможенных пошлин необходимостью поддержки национальных производителей и теми экономическими выгодами, которые отсюда вытекают.

6) Методологическая функция. Экономическая наука разрабатывает методы и средства изучения экономических процессов.

Ещё один теоретический аспект. Субъектами экономики как хозяйства, являются домохозяйства, фирмы и государство. Масштабы их экономической деятельности отличаются. На разных уровнях экономического анализа изучается хозяйственная деятельность разных хозяйственных субъектов. Что за уровни экономического анализа?

Экономическая наука включает в себя три раздела или три уровня экономического анализа.

  • микроэкономика
  • макроэкономика
  • мировая экономика

Микроэкономика – это раздел экономики, который изучает поведение отдельных экономических субъектов.

Макроэкономика – это раздел экономики, который изучает экономические явления на уровне государства и национальной экономики.

И наконец, третий уровень. Мировая экономика. Мировая экономика – это раздел экономики, который изучает взаимодействия национальных экономик на международном уровне.

Согласно требованиям ЕГЭ ученики должны уметь различать уровни экономического анализа и понимать, к какому уровню относится тот или иной вопрос.

Например, государство обеспокоено ситуацией на рынке, когда данный вид продукции выпускает только одна фирма. Изучение отдельного рынка и деятельности отдельной фирмы происходит на уровне микроэкономики . Если государство решает вмешаться в ситуацию и обязать компанию сократить объёмы производства, для того чтобы впустить конкурентов на рынок, то вопрос о том, каковы границы государственного вмешательства в экономику изучает макроэкономика . Если в сложившейся ситуации, государство ограничено в своих действиях, поскольку оно связано международными обязательствами, например, подписало пакт о невмешательстве в экономику, то вопрос о том, зачем государство вступает в международные экономические организации, относится к ведению мировой экономики .

Независимо от того, на каком уровне мы осуществляем экономический анализ, мы используем определённый набор методов. Основные методы экономической науки:

Экономическая модель — это упрощенное описание экономики, которое выражает функциональную зависимость между двумя или несколькими переменными.

Позитивный метод исследует фактическое состояние экономики, нормативный метод описывает ситуацию, как должно быть.

Ещё один теоретический аспект в рамках данной темы — понятие свободных и экономических благ. Но это уже в следующей статье.

Иванов, Линьков, Скляр: Экономика. 10-11 классы. Основы экономической теории. Учебник. Углубленный уровень.

Источник

Наука и экономика. Проблема государственного регулирования науки

1. Взаимоотношения науки и экономики

2. Государственное регулирование науки

1. Отношения науки и экономики всегда представляли проблему. Наука не только энергоемкое, но в огромной степени и финансово затратное предприятие. Она требует огромных капиталовложений и не всегда является прибыльной. Взаимоотношения науки и экономики определяются влиянием, которые они оказывают друг на друга.

Влияние науки на экономику:

— наука, это важнейший инструмент интенсификации производства (новые материалы, оборудование, технологии и т. д.);

— внедрение наукоемких технологий способствует формированию нового мирового экономического порядка;

— на основе научного знания происходит научно-техническая революция с середины 20 века (новейшие технологии, ресурсосбережение, новые предметы труда)

Влияние экономики на науку:

— экономикой определяются приоритетные направления прикладных научных исследований;

— экономической целесообразностью определяются объемы финансирования науки.

Во взаимоотношениях науки и экономики прослеживается ряд проблем.

— слабый интерес бизнеса к фундаментальным исследованиям;

— ожидание быстрого экономического эффекта от научных разработок;

— производительность научной деятельности не всегда можно выразить в категориях стоимости;

— конфликты между интересами бизнеса и общечеловеческими ценностями (нацеленность бизнеса на быстрое извлечение прибыли в ущерб здоровью или жизни человека);

— невозможность четкого определения экономического эффекта от полученных научных достижений.

Также в реальном производственном процессе, существуют тормозящие механизмы, зависящие от человеческого фактора, либо от финансового обеспечения предприятия. Они направлены на сохранение и модификацию уже существующей технологии и препятствуют ее резкой смене и внедрению новейших научных разработок. Однако, прикладные науки, обслуживая производство, могут надеяться на долю в распределении его финансовых ресурсов. А фундаментальные науки напрямую связаны с объемом государственного бюджетного финансирования и наличием тех планов и программ, которые утверждены государственными структурами. Практический выход фундаментальных исследований непредсказуем и не может быть гарантирован, непосредственно связан с его успешным технологическим применением.

Для спектра проблем, связанных с соотношением экономики и науки, важно подчеркнуть, что негативные последствия технократического развития (угроза ядерной и экологической катастроф, генная инженерия, клонирование и др.) подразделяются на природогенные и техногенные. К первым причисляют те, которые возникают в природных процессах, но являются отрица­тельными результатами технократического давления, нарушаю­щего природное равновесие, например, землетрясения, наводнения, снегопады, сход лавин и пр. Ко вторым относят явления, генерируемые человеко-машинными, техническими системами и имеющие тесную связь с ошибками в расчетах, планировании, проектировании. Это нарушение норм сейсмостойкости, строи­тельство на затопляемой территории, сброс вод в водохранилище и последующее за этим наводнение. Об отрицательном техногенном влиянии человека на среду обитания свидетельствует и разрушение почвенного покрова, и сокращение площади лесов, и уничтожение видов животных и растений. Подобная необдуманная, направленная на сиюминутную экономическую выгоду, эксплуатация природы грозит гибелью самому человеку. Реализация текущего экономического интереса делает инновационные проекты весьма конфликтными, основанными на противоестественных, сопротивляющихся природе решениях. Именно обоснованная экономическая стратегия в отношении технических наук нуждается в выверенных и точных ориентирах, учитывающих всю масштабность и остроту проблемы взаимодействия мира естественного и мира искусственного, экономики и наукоемких технологий, экспертизы и гуманитарного контроля.

2. Развитая наука, это всегда показатель силы государства. Современное состояние науки вызывает необходимость государственного регулирования темпов и последствий научно-технического развития, прикладных инженерных и технологических приложений и их гуманитарного контроля. Взаимоотношения науки и государства, так же определяется тем влиянием, которое они оказывают друг на друга.

Влияние государства на науку:

— политический аспект (финансирование фундаментальной науки для обеспечения последующего технологического прорыва государства; обеспечение науки военными заказами; создание положительного имиджа ученых государства; организация международных аспектов научной деятельности);

— управленческий аспект (планирование научной деятельности — статьи бюджета на науку; реформирование научных структур; обеспечение интеграции науки, производства и высшей школы; контроль за научной деятельностью).

— финансово-хозяйственный аспект (материально-техническое обеспечение научной деятельности — наукограды, технопарки; бюджетное финансирование и организация грантов).

Влияние науки на государство:

— наличие научных достижений обуславливают экономический и международный статус государства;

— поиск компромисса между деятельностью ученых согласно заказу, который определяет государство, осуществляющее финансирование и свободой научной деятельности, которую должен иметь ученый;

— привлечение научных работников к консультативной деятельности в процессе управления государством, когда в результате обсуждения составляются рекомендации, которые направляется в государственные структуры и на их основе принимаются или корректируются принятые решения.

На практике власть либо курирует науку, либо диктует ей свои властные приоритеты. С точки зрения государства наука должна служить делу просвещения, делать открытия и предоставлять перспективы для экономического роста и благосостояния народа. Вместе с тем наука имеет специфические цели и задачи, ученые придерживаются объективных позиций, для научного сообщества неприемлемо вмешательство в процесс познания. Следует учитывать различие фундаментальных и прикладных наук. Прикладные науки решают задачи, поставленные производственным процессом, способствуют изменению объектов в нужном для него направлении, и их автономия и независимость находятся в рамках целей производства. Фундаментальные науки направлены на изучение объективной реальности, отыскание истины и открытие законов. Они требуют огромных вложений, а отдача может наступить через десятилетия. Это нерентабельная отрасль, сопряженная с высокой степенью риска. Отсюда возникает проблема определения наиболее приоритетных сфер государственного финансирования.

Только дальновидность и нацеленность в будущее властных структур государства, позволяет преодолеть сиюминутную экономическую выгоду и обеспечить достаточное финансирование фундаментальных наук. Ученые приходят к выводу о том, что если научная деятельность по производству фундаментальных знаний и их приложению будет приостановлена хотя бы на 50 лет, она никогда не сможет возродиться вновь. Подлинной целью государственной власти и государственного регулирования науки должно быть обеспечение роста научного потенциала страны, повышения культурного уровня граждан, технологического обеспечения обороноспособности и суверенитета государства.

Источник

Оцените статью