Значение транспорта для народного хозяйства страны

Значение транспорта для народного хозяйства страны

Главное меню

Значение транспорта для хозяйства страны

Транспорт – особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль народного хозяйства. С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между отраслями, внутри экономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи. Транспортный комплекс является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные же издержки включаются в себестоимость продукции. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукции называют коэффициентом транспортной слагающей. Чем меньше этот коэффициент, тем более транспортабельна продукция, а следовательно, более свободно по отношению к потребителю могут размещаться производства. Для разных видов продукции доля транспортных затрат в стоимости различна. Так, в стоимости топлива и строительных материалов она составляет более 50 %, железной руды и лесоматериалов – до 20 %. Полные же транспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют 10 % от валового общественного продукта страны. Традиционное представление о необходимости снижения удельных транспортных затрат на современном этапе научно-технической революции подвергается сомнению, так как экономические выгоды территориального разделения труда, широкой и всесторонней специализации производства часто перекрывают увеличение транспортных издержек.

Читайте также:  Студенты всех стран сценарий

Значение транспорта как важной составной части экономики Российской Федерации определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках массы исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность. В зависимости от влияния этих составляющих рассчитывается вариант размещения предприятий. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов и страны в целом. Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хо-

рошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, а также важным преимуществом для размещения производительных сил, и дает интеграционный эффект. Транспорт обеспечивает занятость 6,3 % среднегодовой численности всех занятых в экономике.

Транспортный фактор имеет особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Транспорт создает условия для формирования местного, регионального, общегосударственного рынков. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составляющей рыночной инфраструктуры.

Сравнительно велик удельный вес транспорта в важнейших народно-хозяйственных показателях и в потреблении продукции других отраслей. Так, в валовом продукте на долю транспорта и связи приходится около 4 %, а доля в основных производственных фондах страны составила 20 %. Транспорт ежегодно потребляет 8-10 % электроэнергии, 17 % топлива, 25 % проката, 10 % шиноматериалов, произведенных в России.

Протяженность транспортных путей, грузо — и пассажирооборот

различных видов транспорта 2002 г. [9, с. 224]

Протяженность транспортных путей, тыс. км

Источник

1.Роль и значение транспорта в народном хозяйстве страны.

Жд транспорт — это многоотраслевое хозяйство, бесперебойная и безаварийная работа которого зависит от работы каждой из его составных частей. Железные дороги располагают различными сооружениями, техническими средствами и устройствами. Основные из них: жд путь, подвижной состав (локомотивы и вагоны), устройства сигнализации и связи, электроснабжение и водоснабжение, жд станции и узлы. Для их обслуживания на дорогах функционируют соответствующие службы. Качество перевозок на жд транспорте существенно зависит от технологии перевозочного процесса. В настоящее время значительное внимание уделяется компьютеризации управления перевозочным процессом, совершенствованию дистанционного руководства, предоставляемому сервису при перевозке грузов и пассажиров.

Успешное осуществление перевозок, особенно в рыночных условиях, немыслимо без

четкого взаимодействия служб.

Жд транспорт является важнейшей составной частью экономической

системы России. Жд сеть раскинулась с запада на восток по восьми часовым поясам, а с севера на юг простирается от Заполярья до зоны субтропиков. Для российского государства, обладающего огромной территорией, роль и место транспорта имеет исключительное значение в развитии экономики и укреплении обороноспособности, становлении устойчивых хозяйственных и культурных связей между отдельными регионами страны. Огромная страна не могла бы существовать без мощных и надежных транспортных коммуникаций.

2.Виды транспорта, их краткая технико- экономическая характеристика и сферы их применения.

Условно подразделяют на два вида транспорта: магистральный транспорт (жд транспорт, воздушный транспорт, автомобильный , морской, речной, трубопроводный транспорт, линии электропередач); промышленный транспорт (широко/ и узкоколейный транспорт, конвейерный, канатные дороги, подъемники, автотранспорт).

Трубопроводный — предназначен для транспортировки жидких и газообразных продуктов с мест добычи.

Д о с т о и н с т в а :

– трубы можно прокладывать любого диаметра, в прямом направлении от места

производства к месту потребления;

– самая низкая себестоимость перевозок;

– минимальные потери груза при транспортировке.

Н е д о с т а т к и :

– транспортирует только жидкое или газообразное состояние груза.

Морской транспорт — обслуживает внешние государственные перевозки.

Д о с т о и н с т в а :

Н е д о с т а т к и :

– функционирует только между портами;

– низкая скорость доставки.

Речной — один из самых доступных видов транспорта. Обслуживает дальние и местные перевозки, маршруты которых совпадают с движением реки и каналов. Обладает высокой провозной способностью. Перевозка массовых грузов (круглый лес, руда, соль, строительные материалы и др.) обходятся значительно дешевле, чем на железнодорожном транспорте.

Д о с т о и н с т в а :

– естественность путей: нет капитальных затрат на строительство и освоение;

– низкая себестоимость перевозки при дальности расстояния;

– малое сопротивление движению.

Н е д о с т а т к и :

– сезонность работы (продолжительность навигации на южных реках 240–270 дн., на

сибирских и северных — 120–150 дн.);

– малая скорость доставки;

Автомобильный — один из самых распространенных, выступает и как самостоятельный, и как вспомогательный транспорт. На короткопробежных перевозках автомобильный транспорт является наиболее экономичным, благодаря значительно меньшим расходам по начальным и конечным операциям по сравнению с железнодорожным транспортом.

Д о с т о и н с т в а :

– большая маневренность, благодаря чему груз может быть доставлен от места погрузки

отправителем до склада получателя;

– эффективен при перевозке пассажиров.

Н е д о с т а т к и :

Воздушный — это самый скоростной вид транспорта, обеспечивающий беспосадочные полеты на большие расстояния со скоростями 1000 км/ч и выше. Преимущественно используется для пассажирских перевозок, кроме того, для перевозок пушнины, живой рыбы, цветов, фруктов и т.п.

Д о с т о и н с т в а :

– возможность быстрой организации регулярной связи между любыми районами

– кратчайшие расстояния, короче соответствующих маршрутов по железным дорогам на

25–30 %, по морским и речным на 50 %;

– требует меньших удельных капиталовложений.

Н е д о с т а т к и :

– зависит от метеорологических условий;

– значительный расход топлива;

– высокая себестоимость перевозок.

Жд транспорт — этот вид транспорта наиболее приспособлен к массовым перевозкам, функционирует днем и ночью независимо от времени года и атмосферных условий.

Д о с т о и н с т в а :

– высокая провозная способность;

– способность осваивать массовые потоки грузов и пассажиров;

– сравнительно небольшая себестоимость перевозок;

– высокая скорость доставки;

– большая гибкость и маневренность при выполнении перевозок (например в случае

необходимости можно изменить направление грузопотоков при возникновении затруднений

на каком/либо участке, возможность регулирования подвижным составом);

– универсальный вид транспорта для всех грузов.

Н е д о с т а т к и :

– требует больших капитальных вложений, зависящих от топографических,

климатических и экологических условий;

– высокая доля расходов, мало зависящих от размеров движения (ремонт зданий и

других устройств, содержание административно/технического персонала, все это

составляет около половины общих расходов от эксплуатации).

Железные дороги по сравнению с другими видами транспорта в меньшей степени

воздействуют на окружающую среду и имеют меньшую энергоемкость перевозочной работы.

Источник

Роль транспорта в народном хозяйстве страны

Транспорт является важнейшей составной частью экономической системы Российской Федерации. В условиях рыночных отношений всё больше внимания уделяется вопросам совершенствования системы взаимодействия каждого отдельного вида транспорта с грузоотправителями и грузополучателями.

Определяющим для финансового благополучия ж/д транспорта является выполнение основного требования:

– обеспечение своевременного качественного и полного удовлетворение потребностей предприятий, организаций и поселений в перевозке.

Именно в развивающейся конкурентной борьбе формируется в настоящее время транспортная система страны. Все виды транспорта образуют единую транспортную сеть страны, в состав которой входят:

– Наземные: трубопровод, железнодорожный, автомобильный, канатные дороги

– Водный: морской и речной

В процессе производства транспорт делится: магистральный (обеспечивает экономические связи между производителями и потребителями продукции а также пассажирские перевозки) и промышленный (обеспечивающий в основном технологические нужды производства.

Транспорт не создает нового вещественного продукта, а лишь изменяет положение перевозимых грузов и людей в пространстве.

К показателям, отражающим работу по перевозкам на железнодорожном транспорте, относятся:

Транспорт – одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Роль транспорта в повышении конкурентоспособности российской экономики очевидна. Без устойчивой работы транспортной системы и, в первую очередь, без опережающего развития транспортной инфраструктуры, новых эффективных схем доставки товаров невозможно достичь гарантированной доступности транспортных услуг для всех потребителей и снижения риска хозяйственной деятельности.

Основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный.
Речной транспорт исторически занимает одно из ведущих мест в обслуживании крупных промышленных центров приречных районов. Россия обладает большой и разветвлённой сетью речных путей и озёр. Роль речного транспорта в экономике России определяется не столько масштабностью транспортной работы, сколько особой значимостью выполняемых им функций. Исходя из технико-экономических особенностей речного транспорта, наиболее целесообразными для него являются перевозки на средние и дальние расстояния. Моряки гордятся выбором своей профессии и красивой формой.

Гражданская авиация — это многоцелевая и сложная отрасль с большим и разнообразным парком воздушных судов, широкой сетью аэропортов, авиаремонтных предприятий, научных и учебных заведений, системой управления воздушным движением и другими структурами обеспечивающих ее жизнедеятельность. Роль гражданской авиации для РФ, с ее огромными просторами велика во многих ключевых отраслях экономики, в развитии многосторонних международных связей. Авиационные специалисты всегда были верны своему долгу, дорожили добрым именем авиатора.

Общественный транспорт обеспечивает всеобщую доступность мест положения труда, получения образования, лечения и отдыха. Он же является мощным средством достижения долгосрочных социальных, экономических и экологических целей, стоящих перед обществом. Развитие общественного транспорта способствует экономическому росту, улучшению благосостояния и социальному развитию общества, снижают уровень вредных воздействий на окружающую среду. Автомобильный транспорт был, есть и будет основным средством перевозки пассажиров и грузов, но многое зависит от тебя!

Железнодорожный транспорт основной вид магистрального транспорта, обеспечивающий межрайонные перевозки массовых видов грузов и пассажирских перевозок. Его ведущее значение обусловлено технико — экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей. Именно железные дороги относятся к основным элементам территориального каркаса хозяйственного ландшафта страны на глобальном и региональных уровнях.

Источник

Оцените статью