Значение вестфальского мира для европейских стран

Вестфальский мир

В 1648 году, 24 октября и 15 мая, были подписаны два документа: Мюнстерский договор и Договор Оснабрюка. Процесс переговоров и подписания этих договоров получил название Вестфальский мир. Часто к процессу Вестфальского мира относят еще и договор Пиренеев, заключенный между Испанией и Францией в 1659 году и завершивший войну.

Вестфальский мир положил конец двум затяжным войнам: Тридцатилетней и Восьмидесятилетней. Инициатором подписания мира выступила Священная Римская империя, во главе с Фердинандом III. Другими сторонами соглашения выступали Испания, Франция, Швеция и Голландская республика.

Большинство ученых и исследователей сходятся во мнении, что подписание Вестфальского мира стало ключевым историческим событием, зародившим современную систему международных отношений. Благодаря этому соглашению возникло само понятие суверенного национального государства, имеющего право на самоопределение. Принципы Вестфальского мира легли в основу создания Организации Объединенных Наций, где все государства-члены имеют равные права и свой голос в Генеральной Ассамблее.

Ко второй половине двадцатого века стало очевидно, что вершиной политической эволюции является демократическое государство. Доказательством этому послужило то, что с момента основания ООН, количество стран-членов союза возросло с 50 до 192 всего за пару лет. Однако, стоит заметить, что многие государства, образованные путем самоопределения, были искусственно созданными пост-колониальными структурами, которые продолжали действовать в угоду интересов колониста. На территориях таких государств религиозные, культурные, этнические и иные традиции постепенно были заменены традициями, принесенными колонизаторами извне. Такие тенденции не способствовали сплочению общества и позволяли вчерашним колонизаторам продолжать преследовать свои экономические интересы в отношении бывших колоний.

Читайте также:  Путешествие колумба открытие страны

Стремление к независимости было настолько сильно, что вдохновленные этой возможностью страны даже не рассматривали таких альтернатив, как конфедерация. Процесс деколонизации захватил мир. Вестфальский договор зародил принципы уважения территориальной целостности для государств, однако, он не остановил имперскую экспансию. Европейские империи вели двойную игру, применяя одни правила для себя и другие для народов за пределами Европы, чьи земли можно было с легкостью присвоить, разграбить и эксплуатировать.

Таким образом, заложенная Вестфальским миром система международных отношений нашла большое количество противников среди людей, выступающих за глобальное управление и справедливое распределение ресурсов Земли между всеми государствами на равных условиях. Вестфальские принципы позволяли манипулировать международным правом в угоду своих государственных интересов. Европейские государства были склонны предотвращать любые попытки захвата власти извне, называя это нарушением своих суверенных прав. В то же время, позволяя себе нарушать суверенные права других стран, принимающих ,по сути, внешнее управление под видом международных норм. В Европе начал развиваться Европейский Союз, который постепенно взял на себя функцию всеобщего европейского правительства. Однако, многие его государства-члены сопротивляются ему, видя в этом угрозу своему суверенитету.

Место проведения

Мирные переговоры проходили в городах Мюнстер и Оснабрюк, которые расположены приблизительно в 50 километрах друг от друга в Германии на Северном Рейне и в Нижней Саксонии. Эти города были предложены Швецией, Франция же настаивала на проведении встречи в Гамбурге и Кельне. В любом случае, для переговоров требовалось два города, потому что протестантские и католические лидеры отказывались встречаться друг с другом. Для католиков был выбран Мюнстер, а для протестантов Оснабрюк.

Итоги мирных соглашений

Фердинанд III был лишен власти, которую он взял на себя, нарушив конституцию Священной Римской империи. Это уравняло в правах всех германских правителей, которые теперь могли самостоятельно выбирать религию для своих земель. Новый закон провозгласил равенство между протестантами и католиками, а кальвинизм получил юридическое признание.

Стороны приняли условия Аугсбургского мира 1555 года, согласно которым каждый герцог теперь имел право выбрать религию для своего государства из установленных вариантов: католицизма, протестантизма (лютеранства), а теперь еще и кальвинизма. Закон определял свободу вероисповедания для христиан и защищал их право практиковать свою веру в общественных местах.

Составителем Вестфальского мирного договора принято считать кардинала Мазарини, который являлся де-факто лидером Франции, пока Людовик XIV был еще ребенком. Это объясняет тот факт, что для Франции условия мирного договора обеспечивали лучшее положение, чем для других участников войны. Франция получила контроль над епископствами Мец, Туль и Верден, расположенными в Лотарингии. Так же ей перешли гамбургские земли Эльзаса.

Швеции был возмещен ущерб, а также она получила контроль над землями Западной Померании и епископством Бремен. Таким образом влияние Швеции распространилось на устья рек Одер, Эльба и Везер, и она получила три места в Совете князей германского рейхстага.

Сын и наследник Фердинанда V Людвиг I был восстановлен в правах пфальцграфа Баварии. Бранденбург (позже Пруссия) получила в распоряжение земли Дальней Померании и епископства Магдебурга, Хальберштадта, Каммина и Миндена.

Был решен вопрос о наследовании территории покойного герцога Клеве-Юлиха Берга. Герцогства Юлих и Берг перешли пфальцграфству Нойбурга, а Клеве, Равенсберг и Бранденбург-Пруссии. Торговые запреты, наложенные во время войны, были отменены, и на Рейне была гарантирована «Свободная навигация».

Значение Вестфальского мира

Традиционно считается, что Вестфальский мир имел решающее значение для современной теории международных отношений. Он имел несколько ключевых принципов, которые применяются и сегодня практически в неизменном виде.

  • Принцип суверенитета государств и право на политическое самоопределение.
  • Принцип правового равенства между государствами.
  • Принцип невмешательства одного государства во внутренние дела другого.

Эти принципы называют «Вестфальской системой», и они представляют собой парадигму современных международных отношений. У этой системы немало критиков, но за многие века своего существования она показала высокую эффективность и смогла урегулировать отношения между ключевыми государствами Европы и мира. Помимо прочего, на основе положений Вестфальского мира зародилась современная межгосударственная правовая система.

Источник

Значение Вестфальского мира

Условия

Цели

Целью мирного конгресса, закончившегося подписанием Вестфальского мира, было установление мира, урегулирование международного, конфессионального, внутриимперского уровней.

Каждая страна-участник конгресса преследовала свои цели: Франция — разорвать окружение испанских и австрийских Габсбургов, Швеция — добиться гегемонии на Балтике, Священная Римская империя и Испания — добиться меньших территориальных уступок.

На внутриимперском и конфессиональном уровне необходимо было выбрать «нормальный год», который устраивал бы и католиков, и протестантов. Им стал 1624 год по состоянию на 1 января.

По Вестфальскому миру Швеция получила Западную Померанию с портом Штеттин, некоторую часть Восточной Померании, право на Померанский залив с прибрежными городами. Под фактический контроль Швеции перешли устья крупнейших рек северной Германии. На какое-то время Швеция превратилась в великую европейскую державу, осуществляющую господство над Балтикой и оказывающую влияние на немецкие государства.

Франция получила Эльзас (кроме Страсбурга) и опеку над рядом городов.

Голландия стала признанным независимым государством. Признание своего суверенитета получил также Швейцарский союз.

Существенные изменения произошли среди германских княжеств. Значительно расширил свои владения и влияние Бранденбург-Пруссия, усилились Бавария и Саксония. В то же время Вестфальский мир закрепил раздробленность Германии.

Значение Вестфальского мира в первую очередь заключалось в том, что он разрешил те противоречия, которые и привели к Тридцатилетней войне:

  • Вестфальский мир уравнял в правах католиков и протестантов (кальвинистов и лютеран), узаконил конфискацию церковных земель, осуществлённую до 1624 года, и отменил ранее действовавший принцип «чья власть — того и вера», вместо которого провозглашался принцип веротерпимости, что в дальнейшем снизило значение конфессионального фактора в отношениях между государствами;
  • Вестфальский мир положил конец стремлению Габсбургов расширить свои владения за счёт территорий государств и народов Западной Европы и подорвал авторитет Священной Римской империи: с этого времени старый иерархический порядок международных отношений, в котором германский император считался старшим по рангу среди монархов, был разрушен и главы независимых государств Европы, имевшие титул королей, были уравнены в правах с императором;
  • согласно нормам, установленным Вестфальским миром, главная роль в международных отношениях, ранее принадлежавшая монархам, перешла к суверенным государствам.

Источник

Вестфальский мир

Вестфальский мир — ряд мирных договоров, заключенных в период с мая по октябрь 1648 г. в епископствах Мюнстер и Оснабрюке в Вестфалии, фактически положивших конец европейским религиозным войнам.

Вестфальский мир официально завершил Тридцатилетнюю войну (1618-1648) – продолжительную борьбу за религиозную и политическую власть, затронувшую в той или иной степени практически все европейские страны. Тридцатилетняя война была религиозным конфликтом, обострением противостояния между католиками и протестантами, начавшегося с Реформации XVI века. Это была борьба за доминирование в Европе; Франция и Швеция выступали против Императора Священной Римской империи, принадлежавшего дому Габсбургов. Наконец, это был конфликт между Императором и крупными немецкими княжествами, которые стремились к обретению независимости.

Вестфальский мир также привел к окончанию Восьмидесятилетней войны (1568-1648) между Испанией и Нидерландской республикой, а Испания официально признала независимость Нидерландской Республики.

Процесс переговоров был длительным и сложным. Обсуждение условий Вестфальского мира проходило в двух разных городах – между императором Священной Римской империей с католическими странами и Францией в епископстве Мюнстер, а с протестантскими странами и Швецией в епископстве Оснабрюк, поскольку ни католики, ни протестанты не желали проводить встречи на «чужой» территории. В общей сложности съехалось 109 делегаций, представлявших интересы всех государств, вовлеченных в войну.

Вестфальский мирный договор.

В результате переговоров было подготовлено три отдельных договора:

  • Мюнстерский мир – заключен между Нидерландской Республикой и Королевством Испании 30 января 1648 года и ратифицирован в Мюнстере 15 мая 1648 года; и
  • два взаимосвязанных соглашения, заключенных 24 октября 1648 года и ратифицированных в период с ноября 1648 года по январь 1649 года:
    • Мюнстерский мирный договор между Священной Римской Империей и Францией и ее союзниками;
    • Оснабрюкский мирный договор между Священной Римской империей и Швецией и ее союзниками.

В совокупности эти три договора составляют Вестфальский мир.

Итоги Вестфальского мира.

Мюнстерская ратуша – место проведения переговоров о заключении Вестфальского мира между Священной Римской империей и Францией.

Вестфальский мир был как религиозным, так и политико-территориальным урегулированием. Условия Вестфальского мира определили политический ландшафт Европы на долгие годы вперед. Поскольку его положения распространялись на большинство европейских держав – среди них Савойя, Англия, Дания, Норвегия, Польша, княжества и республики Италии, Нидерландов и швейцарские города – это был по истине общеевропейский мир. Хотя от территориального порядка, установленного в 1648 году, мало что осталось, итоги Реформации после Вестфальского мира в Европе больше никогда не пересматривались. В Вестфальском мирном договоре также содержались важные нормы о конституции Священной Римской империи, которые продолжали оставаться в силе до падения Империи в 1806 году.

Многолетние Мюнстерская и Оснабрюкская мирные конференции были важным событием в современной истории дипломатии. Компромиссы по вопросам протокола, многие из которых были достигнуты только после длительных переговоров, послужили прецедентом для последующих международных конференций и конгрессов.

Религиозные вопросы.

Главной целью Вестфальского мира было урегулирование религиозных отношений и конфессиональных противоречий. Хотя Вестфальский мирный договор подтвердил право князей менять по желанию и свою веру, и веру своих подданных, в них предусматривались определенные правовые гарантии. Было введено несколько положений, ограничивающих и ослабляющих прежнюю власть князей над религиозной сферой.

Вестфальский договор официально признал свободу вероисповедания для католиков, живущих в протестантских областях, и наоборот, в том числе разрешалось молиться в своих домах, посещать религиозные службы и воспитывать своих детей в соответствии с личными убеждениями. Инакомыслящие не должны были «исключаться из гильдий купцов, ремесленников или компаний, лишаться права преемственности, наследования, доступа к общественным больницам, инфекционным больницам, домам престарелых (богадельням), а также других прав и привилегий». Более того, Вестфальский договор поощрял равноправие между католиками и протестантами в Имперских советах и других законодательных учреждениях Империи.

Территориальные договоренности.

Второй предмет Вестфальского мира касался вопроса территориального урегулирования, а практически – удовлетворения территориальных притязаний Швеции и Франции.

  • Швеция получила Западную Померанию с портом Штеттин, Макленбургский город Висмар, Бременское архиепископство и Ферденское епископство. Эти приобретения дали Швеции контроль над Балтийским морем и устьями рек Одер, Эльба и Везер.
  • Франция получила суверенитет над графством Эльзас и подтвердила свои права на три епископства Мец, Туль и Верден, которые она захватила столетием раньше. Таким образом, Франция упрочила свою границу к западу от реки Рейн.
  • Бранденбург получил Восточную Померанию и несколько небольших епископств и монастырей.
  • Пфальц был разделен между протестантами и католиками на Верхний и Нижний Пфальц:
    • Верхний Пфальц остался за Баварией;
    • Нижний Пфальц, вместе с вновь созданным восьмым курфюршеством, был возвращен Карлу I Людвигу, сыну Фридриха V Пфальцского.

Важным итогом Вестфальского мира было международное признание в качестве независимых государств Нидерландской республики и Швейцарской конфедерации. Таким образом договоры официально закрепили статус, которым эти два государства уже фактически обладали в течение многих десятилетий.

Ратификация Мюнстерского мира 15 мая 1648 года. Картина Герарда Тербоха, 1648 год.

Всеобщая амнистия.

В соответствии с христианской мирной этикой Вестфальский договор объявил всеобщую амнистию всем, кто участвовал в военных действиях Тридцатилетней войны. Амнистия была абсолютной и без каких-либо исключений; должно было быть «вечное забвение» всего, что было сказано и сделано во время войны.

Соглашения о конституции Священной Римской империи.

Учреждение восьмого курфюршества, пожалованного Карлу I Людвигу Пфальцскому, означало существенное изменение положений «Золотого Булла» 1356 года, одного из основных законов Империи, в котором, в частности, определялась процедура избрания императора. В «Золотой булле» прямо указывалось, что семь курфюрстов или князей-выборщиков должны выбрать Римского короля, которого Папа Римский затем короновал главой Священной Римской империи.

Вестфальский мирный договор изменили процедуру голосования Императорского собрания (Рейхстага), установив, что решения по религиозным вопросам должны приниматься единогласно, то есть по взаимному согласию католических и протестантских государств. Имперским городам (т. е. подчиненным непосредственно императору) были предоставлены места и права голоса в Имперском собрании. В дополнение к Совету курфюрстов и Совету имперских князей города образовывали третий совет, разделенный на две коллегии, Швабскую и Рейнскую.

Вестфальский договор включал положение о признании права отдельных Государств «вступать в альянсы с другими сторонами для своего сохранения и безопасности» при условии, «что данные альянсы не направлены против Императора, Империи, Общего мира и данного Соглашения». Право Государств на вступление в альянсы связано не только с правом проводить собственную внешнюю политику и устанавливать дипломатические отношения, но также и с правом вести войну и содержать постоянную армию. Это означало признание индивидуальной международной правосубъектности князей и территорий империи, которые, хотя все еще входили в Империю, приблизились к суверенному статусу.

С другой стороны, Вестфальский мир закрепил за Имперским собранием всю власть, которая обычно ассоциируется с осуществлением высших полномочий над территорией, например, такими, как написание и интерпретация законов, объявление войны, обложение налогами.

Императорский совет 1653-1654 года признал Вестфальский мирный договор чем-то вроде «основного закона» Империи до того, как появилось такое понятие. Вестфальские договоры были включены в последующие электоральные капитуляции, которые историки-правоведы рассматривают в качестве прекурсоров сегодняшних конституций.

Значение Вестфальского мира в истории международного права.

Многими юристами-международниками и политологам Вестфальский мир рассматривается как поворотный момент в истории международного права и международных отношений, разделяющий старый европейский порядок, характеризуемый религиозным и политическим единством «христианского мира» под властью Императора и Папы Римского, и современную светскую систему суверенных и равноправных государств, существующую и в настоящее время или, по крайней мере, просуществовавшую до конца Второй мировой войны. В литературе последний порядок часто описывается как Вестфальская система международного права и международных отношений, отличающаяся четким, главным образом территориальным, разграничением политической власти и социальных связей.

Оснабрюкская ратуша – место проведения переговоров о заключении Вестфальского мира между Священной Римской империей и Швецией.

Хотя «Вестфальский мир» допустимо использовать в качестве символического начала эпохи международного права, характеризуемой преобладанием суверенных государств, тем не менее подобное допущение проблематично с исторической точки зрения. Оно сводит к единому знаменателю события, постепенное развитие которых частично началось за долго до 1648 года, и частично продолжалось еще в течение по меньше мере двухсот лет. Современное международное право зародилось не в середине 17-го века, а в еще позднем средневековье, достигнув высокой степени зрелости как с точки зрения международной практики, так и доктрины в «испанский период» 16 – середины 17 века. Во многих отношениях Вестфальский мир предполагал существование современного светского международного порядка, который он скорее подтвердил нежели создал.

К моменту проведения Вестфальских мирных переговоров концепция суверенитета как верховенства власти над определенной территорией и ее независимости от «чужих» полномочий была доктринально хорошо развита. Поэтому Мюнстер, несомненно, не был родиной идеи суверенитета государств. Более того, данное слово не фигурирует в длинном тексте Вестфальских договоров. И Мюнстерский, и Оснабрюкский договоры осторожно избегали называть государства империи «суверенными». Вместо этого в договорах использовалось выражение ius territoriale или территориальная власть, тем самым подчеркивая их принадлежность к империи.

Таким образом, было бы несправедливо рассматривать Вестфальский мир 1648 года как краеугольный камень в развитии современной международной системы государств. Скорее, результаты конгресса являются не чем иным, как дальнейшим шагом — можно даже сказать, что довольно скромным шагом — в постепенном переходе от идеала универсальной власти к идее отдельных самостоятельных политических единиц, обладающих суверенитетом на вверенных им территориях.

Источник

Оцените статью