Значение выборов для страны

Понятие, цель, социальная роль, принципы и виды выборов

Рассмотрим понятие, цель, социальную роль, принципы и виды выборов.

Выборы – это совместное независимое волеизъявление граждан в форме голосования за избрание определенного кандидата на должность в публичных органах власти. Вместе с тем они представляют собой способ формирования органов власти государства.

Целью выборов является создание условий для того, чтобы все заинтересованные граждане имели возможность выразить свою волю. Публичная власть должна создаваться и действовать согласно этой волей. Путем выборов в различные органы власти происходит её легитимация.

Практика выборности должностных лиц обладает многотысячелетней историей, однако в заметных масштабах они стали использоваться лишь после буржуазных революций XVIII века. Одной из целей последних являлось ликвидация преград для капиталистического развития.

Социальная роль выборов

На современном этапе социальная роль выборов состоит в том, что они являются:

– институтом прямой демократии, высшим непосредственным выражением народом своей власти;

– демократическим способом создания парламента государства и местного самоуправления;

– в юридическом смысле актом вручения народом своим представителям права на отправление власти;

– легитимным способом построения системы властвования, а также её реформирования;

– формой управления публичными делами, которые представляют общественный интерес.

В демократических государствах процесс организации и проведения выборов соответствует следующим принципам: свобода, альтернативность, обязательность, периодичность, открытость, гласность.

Например, в соответствии с одним из принципов в Конституции Италии «голосование должно быть личным, равным, свободным и тайным. Его реализация является гражданским долгом».

Существуют различные подходы к классификации и выделению видов выборов.

В зависимости от полноты охвата они бывают двух видов: всеобщие и частичные. При проведении всеобщих выборов в них принимают участие все избиратели страны (например, выборы президента и депутатов парламента). Частичные выборы организуются с целью пополнить состав представительного органа по причине досрочного выбытия отдельных депутатов.

В зависимости от территориальных масштабов выделяют три вида выборов: национальные, региональные и местные. Национальные выборы проводятся на территории всего государства, региональные – организуются лишь на территории соответствующего субъекта, местные – проходят на территории отдельных муниципальных образований.

В зависимости от количества мандатов, которые замещаются в избирательных округах, они бывают двух видов: униноминальные (от каждого округа избирается только одно лицо) и полиноминальные (от округа избирается сразу несколько лиц).

В зависимости от количества туров голосования выделяют следующие виды: выборы, которые проходят в один, два или несколько туров. Если результат выборов устанавливают после однократного голосования избирателей, то значит, что они проводятся в один тур, а если для этого может понадобиться два голосования, то они проходят в два тура. В практике встречаются и многотуровые выборы.

В зависимости от плановости выделяют следующие виды: очередные, внеочередные, повторные. Очередные выборы проходят после истечения установленного законодательством срока полномочий представительного или исполнительного органа. Внеочередные выборы проводятся по причине досрочного прекращения полномочий различных органов власти и их должностных лиц (досрочный роспуск парламента, отставка или импичмент президента, отставка исполнительного органа и т.д.). Повторные выборы организуются в ситуациях, когда они были признаны несостоявшимися либо недействительными согласно решению избирательной комиссии или суда.

В зависимости от непосредственности выборов выделяют следующие виды: прямые и непрямые. При прямых выборах избрание того или иного кандидата или их группы совершают сами граждане. Они проходят почти во всех государствах при избрании депутатов нижней палаты парламента и органов местного самоуправления. Во многих странах напрямую избираются президенты (Россия, Франция, Австрия, Болгария).

При проведении непрямых выборов избиратели как бы делегируют свой голос представителям, которых они избирают. Выделяют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные. При проведении косвенных выборов выборщики голосуют за выдвигаемого кандидата (например, выборы Президента США). При проведении многостепенных выборов избиратели выбирают определенный представительный орган, функцией которого является избрание данного органа либо должностного лица. Они бывают двухстепенными, трехстепенными, четырехстепенными и т.п. Таким образом, непосредственно избиратели производят выбор лишь органов первой ступени.

В юриспруденции понятие «избирательное право» используется в двух значениях: объективном и субъективном.

Объективное избирательное право представляет собой систему правовых норм, регламентирующих общественные отношения, которые связаны с выборами органов государства и местного самоуправления. Подобные нормы бывают материальными, т.е. закрепляющими принципы выборов, и процессуальными, т.е. закрепляющими процедуру выборов. Источниками объективного избирательного права выступают конституция, законы и положения о выборах разнообразных органов власти.

Субъективное избирательное право представляет собой гарантированную государством возможность для гражданина избирать и быть избранным в разные государственные и местные органы власти. Оно бывает двух видов: активным (избирать) и пассивным (быть избранным).

Источник

Значение выборов

Бахарчиева Аймани Ризавдиновна
студент 4-го курса
Чеченского Государственного Университета.
г. Грозный
E-mail: muulkbacharchieva2910@mail.ru

С древнейших времён выборы стали свойственны человеку. На общих собраниях (сходах) выбирали предводителей. Так возник первичный орган властвования — своеобразный элемент демократии — первобытный по характеру.

В Древней Греции применялось открытое голосование и тайная баллотировка с помощью жребия. «Бюллетенем» был боб: белый боб означал «за», черный — «против».

В Афинах существовал еще один тип тайного голосования «суд черепков»: по нему община имела право изгонять из пределов города любого общественного деятеля, если его популярность угрожала основам демократии. Процедура голосования выглядела так: участник получал черепок и писал на нем имя человека, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем помещал черепок в специальное огороженное место на площади. Тот, чье имя повторялось большее число раз, объявлялся изгнанным.

Что же касается народовластия в Российской Федерации, то это понятие раскрывается в следующих положениях ст. 3 Конституции РФ:

— многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации;

— власть осуществляется непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

— высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Непосредственная демократия) — это осуществление власти народом через формы непосредственного волеизъявления. К таким формам следует относить: референдум, выборы, сходы и собрания граждан, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, всенародное обсуждение важных вопросов государственной жизни, индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, отзыв депутата или иного выборного должностного лица, народная правотворческая инициатива, публичные слушания и др.

Представительная демократия — это осуществление власти народом через выборных полномочных представителей (например, депутатов), которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют, т. е. своих избирателей.

Власть, избранная народом, является легитимной, т. е. легальной (законной).Этимологически слово «легитимность» ведет свое начало от латинского legalis — законность. Однако легитимность и законность не являются синонимами, поскольку политическая власть не всегда основывается на праве и законах, но всегда пользуется той или иной поддержкой части населения страны. Легальность свидетельствует о юридическом, законодательно обоснованном типе правления.

Выборы позволяют открыто и публично представить противоречивые интересы, ценности, идеи на суд народного мнения, определить реальную поддержку позиций той или иной стороны конфликта- мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач.

Выборы — важнейший канал вхождения граждан в состав политической элиты, делания политической карьеры, утверждения и заката политических лидеров.

Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически. Выборы изначально призваны служить демократии, неразрывно связаны с ее общей концепцией и ценностями. Их главное социальное назначение — адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство.

Литература:

  1. Трусов Н.А., ГореваТ.В.. Избирательное право России. Деятельность полиции по обеспечению реализации избирательных прав граждан Российской Федерации: учебное пособие / Н.А. Трусов, Т.В. Горева. — Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России,2015.
  2. В. П. Пугачев, А. И. С оловьев. — изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2004.

Источник

I. Выборы: понятие, значение и виды.

Выборы — это способ и процедура формирования властного органа или наделение полномочиями должностного лица, осуществляемая путем голосования управомоченных лиц.

· показатель развития демократии;

· способ формирования властных органов;

· барометр политической жизни (отражают поддержку населением власти);

· санкция для политических руководителей (они получают мандаты и право на власть непосредственно от народа);

· способствование политической социализации личности (именно в ходе выборов человек знакомится с некоторыми политическими нормами и процедурами);

· контроль над властью (при недоверии власти ее представителей не избирают);

В демократических странах выборы должны охватывать все уровни власти — от местного самоуправления до главы государства.

Существует несколько классификация видов выборов:

1. Прямые и косвенные. На прямых выборах вопрос об избрании принадлежит непосредственно гражданам (так выбирается, например, Президент России, Государственная Дума). На косвенных выборах между населением и выбираемым органом стоит еще какое-либо звено. Ярким примером косвенных выборов являются выборы Президента США. Американские граждане избирают коллегию выборщиков, которая затем от их имени и по их поручению официально избирает Президента Соединенных Штатов. То есть между американским избирателем и Президентом стоит третье звено – коллегия выборщиков.

2. Всеобщие (участвует все совершеннолетние дееспособные граждане государства) и частичные (участвует часть населения); могут быть дополнительные (при необходимости пополнения состава палаты депутатов, если кто-либо из них досрочно выбыл в случае смерти, отставки и т.д.).

3. Общенациональные, региональные и местные.

4. Первоначальные, повторные (при голосовании в несколько туров), новые (если первоначальные выборы признаны не состоявшимися или недействительными).

5. Очередные или внеочередные (из-за смерти Президента, роспуска парламента). Большое значение имеет периодичность выборов, ибо от нее зависит срок полномочий властных органов и должностных лиц, она является показателем демократии. В некоторых государствах внеочередных выборов быть не может в силу особенностей политического устройства. Например, в США обе палаты Конгресса не могут быть распущены ни при каких обстоятельствах, вследствие чего досрочные выборы не нужны. А в случае досрочной отставки Президента, его смерти или импичмента Президентом до новых выборов становится Вице — Президент США. Поэтому, согласно американского законодательства, избрание коллегии выборщиков Президента США проводится в «первый вторник после первого понедельника ноября месяца високосного года», а избрание депутатов в Конгресс «первый вторник после первого понедельника ноября месяца четного года» и невозможно в другое время.

6. Всеобщие или ограниченные (цензовые).

7. Равные и неравные.

8. Выборы с тайным голосованием и с открытым.

Источник

Мнения

Цель, ценность и значение выборов в демократической системе управления государством

Трусов Николай Александрович, начальник кафедры конституционного и международного права Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент

Выборный путь формирования важнейших органов власти, регулярное проведение свободных и честных выборов – одни из наиболее ярких показателей действительного демократизма существующего в стране политического строя, главные критерии его легитимности, т. е. признанности обществом или его большей частью. Как отмечается во Всеобщей декларации прав человека 1948 года (ст. 2), воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. Аналогичное положение содержится и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года (ст. 25).

Выборы играют весьма существенную, если не ключевую, роль в любом современном демократическом государстве, в том числе и в России. Поэтому российская демократия сегодня немыслима без института выборов.

Конечно, выборы проводятся и в недемократических странах, но в них они обычно носят формальный, декоративный характер, проходят в условиях несвободы, полицейской слежки, угроз физической расправы и поэтому не могут быть признаны подлинными. Кроме того, нельзя не учитывать и то, что и в условиях демократического режима выборы сами по себе лишь предоставляют возможность определения подлинной воли народа, действительная реализация которой зависит от очень многих факторов – прежде всего, от достигнутого уровня развития гражданского общества и правового государства, общей и политико-правовой культуры граждан страны.

В настоящее время право граждан участвовать в формировании властных структур является общепризнанным элементом современного демократического государства, а свободные, «честные» (без фальсификации) и регулярные выборы рассматриваются как неотъемлемый элемент общественно-политической жизни, представляют собой основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета.

Практически ни одно современное государство мира не может обойтись без этого института непосредственной демократии, тысячекратно оправдавшего себя в мировой политической истории и конституционной практике. В нашей стране посредством выборов формируется значительная доля органов государственной власти и органов местного самоуправления, и масштаб властных полномочий избранных должностных лиц – от Президента России до депутатов представительных органов муниципальных образований – внушителен. Все это позволяет говорить об особой роли института выборов в демократической системе управления нашего государства.

Указанное выше предопределило практически неисчерпаемые возможности для актуализации работ, посвященных исследованию института непосредственной демократии, его роли, места и значения в системе управления государством.

В настоящее время опубликовано много работ, в которых исследуются различные аспекты существовавния выборов в юридической реальности, а также взаимозависимость выборов и иных институтов правовой действительности. При этом многие авторы не всегда акцентируют внимание на, казалось бы, простые и понятные вопросы, или просто обходят их стороной, тем самым порождая спорные положения, а иногда делая ложные акценты в основном сюжете своего исследования. Речь идет о роли, месте, цели, ценностях, значении и функциях выборов. Так, например, в публикациях указывают среди функций выборов контроль за институтами власти (за исполнительной властью). Однако контрольную функцию осуществляет парламент – орган, сформированный посредством выборов, но не выборы как таковые! Или целью выборов иногда называют создание условий для того, чтобы все заинтересованные граждане имели возможность выразить свою волю. Сразу возникает вопрос: а разве для референдума это не характерно? А для других форм непосредственного волеизъявления? Очевидно, что цель при таком подходе сформулирована, мягко говоря, неточно!

Попытаемся последовательно расставить акценты во всех обозначенных выше вопросах.

Роль выборов – это самая аморфная характеристика исследуемого института. Дело в том, что роль выборов отражает любое описание места, цели, ценности, функций выборов, взаимосвязей и зависимостей с иными явлениями правовой действительности, каких-либо действий в рамках юридических процессов. Поэтому при исследовании роли выборов можно говорить и писать о многом!

Место выборов – отражает положение соответствующего института в системе управления государством. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года установила в качестве принципа конституционного строя, т. е. фундаментального общественного отношения, на котором строится наше общество и государство, а также их основные политико-правовые институты, принцип народовластия. Содержание данного принципа раскрывается в следующих положениях статьи 3 Конституции Российской Федерации:

– многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации;

– власть осуществляется непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

– высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Таким образом, все полномочия на осуществление публичной власти в стране соответствующие институты и должностные лица приобретают в той или иной форме в результате свободно выражаемой воли многонационального народа Российской Федерации. Только она делает власть государства легитимной. Сама же государственная власть есть наиболее общая форма выражения суверенитета народа, его верховной воли.

В зависимости oт формы волеизъявления народа Конституция Российской Федерации вслед за сложившейся мировой конституционной практикой демократических государств устанавливает две формы народовластия: непосредственную и представительную демократии.

Непосредственная демократия (иногда ее называют прямой) – это осуществление власти народом через формы непосредственного волеизъявления. К таким формам (они же–институты непосредственной демократии) следует относить: референдум, выборы, сходы и собрания граждан, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, всенародное обсуждение важных вопросов государственной жизни, индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, отзыв депутата или иного выборного должностного лица, народная правотворческая инициатива, публичные слушания и др.

Представительная демократия – это осуществление власти народом через выборных полномочных представителей (например, депутатов), которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют, т. е. избирателей (население конкретного избирательного округа).

Целью представительной демократии является обеспечение качественного и эффективного соединения власти народа с деятельностью профессионального аппарата управления, в то время как целью непосредственной демократии – обеспечение нормального функционирования представительной демократии в соответствии с волей народа, установление контроля за деятельностью представительных органов государственной власти и народных представителей в них, а также непосредственное принятие самим народом решений по наиболее важным вопросам жизни государства и общества.

Непосредственная и представительная демократии являются двумя органически связанными между собой неразрывными формами осуществления народовластия, дополняющими друг друга. Уникальность места выборов в демократической системе управления государством состоит в том, что с одной стороны, выборы – это институт непосредственной демократии, но с другой – формирование представительных органов публичной власти без выборов также невозможно. Это значит, что выборы – это обязательное, пусть и процедурное, но все же ключевое звено в представительной демократии.

Цель выборов – финальный результат, на который направлен весь выборный процесс. Финальный результат выборов нашел свое отражение в легальном определении понятия: согласно статье 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 1 , выборы – это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица (выделено нами – Н.Т.).

Отметим, что ключевой стадией любых выборов является голосование. Однако оно является ключевой процедурой и в таких смежных институтах непосредственной демократии, как референдум, отзыв депутата, выборного должностного лица, голосование по вопросу изменения границ муниципального образования или преобразования муниципального образования, поэтому следует четко отличать названные институты друг от друга. Главное сущностное отличие между ними–цель . Так, цель выборов – формирование представительного органа государственной власти, орган местного самоуправления или наделение полномочиями определенного должностного лица. Цель референдума – принять решение по какому-либо вопросу, имеющему важное государственное и общественное значение. Цель отзыва – прекращение должностных полномочий избранного лица.

Ценность выборов – значимость соответствующего института для человека, общества в целом, определяемая его вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности и социальных отношений. Полагаем, что ценность выборов состоит в том, что они являются существенными элементами, во-первых, политического самоутверждения граждан, во-вторых, политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающего его автономию, в-третьих, юридически признанной за гражданами и политическими объединениями возможностью быть субъектами власти.

Разумеется, формально-юридическая возможность быть субъектом власти не означает наличия возможности действительно им быть, но выборы существуют как социальный процесс и институт, политико-правовая ценность и механизм воспитания гражданского политического сознания, чтобы выработать навыки действительного и полноценного, а не мнимого и иллюзорного участия граждан и политических объединений в формировании публичной власти, ответственной перед народом и контролируемой им.

Значение выборов отражает их функциональную нагрузку в человеческой деятельности. Таким образом, значение выборов в государстве определяется прежде всего функциями, которые они выполняют в политической системе. Следовательно, функции выборов – это основное предназначение, отражающее их роль в жизни общества и государства. Перечислим основные из них 2 :

1. Представительство общественных интересов. Эта функция отражает основное предназначение выборов как института непосредственной демократии. Различные социальные группы, имеющие многообразные интересы, стремятся довести свои ожидания и требования до власти, оказать влияние на принятие политико-правовых решений. Важнейший канал трансляции групповых интересов – выборы, когда избиратели решают, какие политические силы, кандидаты способны адекватно выразить их волю и требования, отразить их ожидания в конкретных решениях. В теории эта функция раскрывается весьма эффективно, однако на практике главная проблема как раз и заключается в том, чтобы парламентарии, состав представительного органа в целом, выборное должностное лицо действительно выражали волю своих избирателей.

2. Легитимация власти. Означает, что властные структуры, сформированные посредством свободных, подлинных и справедливых выборов, признаются легитимными, а решениям таких структур придается законный характер.

Следует различать легитимацию власти как функцию выборов и легальность выборов как института демократии. В последнем случае речь идет о соблюдении всех законодательно установленных стадий избирательного процесса, соответствующих действий и процедур, в том числе, соответствии международным избирательным стандартам. Следовательно, только легальные выборы ведут к легитимации власти.

Этимологически слово «легитимность» ведет свое начало от латинского l egalis – законность. Однако легитимность и законность не являются синонимами, поскольку политическая власть не всегда основывается на законах (легальна), но практически всегда пользуется той или иной поддержкой части населения страны (легитимна). Легальность подразумевает законодательно обоснованное управление государством. Поэтому в одних странах власть может быть легальной, но нелегитимной, например, при правлении метрополий в колониальных государствах; в других – легитимной, но нелегальной, как, скажем, после совершения революционного переворота, поддержанного большинством граждан страны; в-третьих – и легальной, и легитимной, как, к примеру, после победы определенных сил на выборах 3 .

Положение о легитимности избранной народом власти не носит абсолютного характера. Как уже было указано выше, выборы делают власть легитимной в том случае, если их организация прошла в строгом соответствии с действующим законодательством, а избирательные права граждан были реализованы и защищены от преступных и иных посягательств. Такая власть вызывает доверие со стороны большинства граждан, соответствует их ценностным ориентирам и ожиданиям и вправе рассчитывать на выполнение принимаемых ею решений. Неслучайно одним из косвенных показателей легитимности власти является уровень поддержки власти гражданами страны. Хорошим примером в данном случае являются выборы Президента Украины, прошедшие 25 мая 2014 года. Абсолютное большинство граждан Украины, проживающих в Луганской и Донецкой областях, отказались участвовать в выборах и признавать их результаты. Для жителей этих регионов президент П.А. Порошенко и вся действующая власть Украины является нелегитимной, поэтому выполнять решения этих властей они отказываются.

В демократическом государстве вряд ли можно добиться полного единодушия на выборах, однако этого и не требуется. Главное, чтобы все граждане могли выразить свою волю, а публичная власть формировалась и действовала в соответствии с этой волей. Только при таких условиях достигается общественное согласие, стабильность и порядок в жизни страны.

3. Определение ориентиров на будущее страны. Всенародные выборы – это, как правило, и общенациональная дискуссия о дальнейших путях развития, борьба идей и программ развития страны.

По результатам выборов может произойти смена политического курса (например, избрание левой партии после длительного правления правых) либо смена конкретных должностных лиц при сохранении политического курса. Так, в 1990 году руководством правившей в Великобритании консервативной партии было решено сменить лидера: вместо М. Тэтчер был избран более молодой Д. Мэйджор, который продолжил ее политику. Он был премьер-министром Великобритании с 1990 по 1997 год. В России в 2008 году на пост Президента был избран Д.А. Медведев, который продолжил политику его предшественника. В 2012 году В.В. Путин был вновь избран Президентом Российской Федерации.

4. Социальный барометр политической жизни. Граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми программами политических партий, проявить симпатию или антипатию к конкретным кандидатам. Посредством выборов проявляется отношение граждан страны к ее важнейшим политическим институтам. По итогам выборов выясняется степень влияния различных политических сил, отношение граждан к правящей элите и оппозиции, политическому режиму в целом, а также специфика политических предпочтений граждан.

В этом смысле весьма показательны избирательные кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В 1995 году на выборах в Государственную Думу Российской Федерации Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) получила 22,3% голосов избирателей, в 1999 году – 24,29% и в итоге–самое большое число депутатских мест в Государственной Думе Российской Федерации третьего созыва. В 2003 году КПРФ получила уже 12,61% голосов, в итоге уступив только партии «Единая Россия», а в 2007 году КПРФ удалось набрать лишь 11,57% голосов избирателей. При этом на выборах в 2003 году партия «Единая Россия» набрала 37,56% голосов, а в 2007 году она сильно упрочила свои позиции, набрав по результатам голосования 64,3% голосов избирателей. На выборах в Государственную Думу Российской Федерации в 2011 году тенденция поменялась: КПРФ набирает 19,19%, а партия «Единая Россия» – 49,31%, но уже в 2016 году «Единая Россия» набирает 54,2 %, а КПРФ – 13,34 %.

Степень влияния различных политических сил на наше общество и отношение к ним граждан за последние два десятилетия наглядно демонстрирует нижеприведенная таблица 4 .

Политическая партия

Выборы депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации (год, %)

Источник

Читайте также:  Список стран по долголетию
Оцените статью