Знакомство с достопримечательностями родного края

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с достопримечательностями родного края
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Знакомство детей с достопримечательностями родного края

Скачать:

Вложение Размер
доклад о патриотическом воспитании 47 КБ

Предварительный просмотр:

Важной психолого-педагогической проблемой сегодняшнего дня является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Уже с детства человек должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей.

Особенности воспитания патриотизма у старших дошкольников — это воспитание положительного отношения детей к истории и современности родного края, к людям, его населяющим, его культуре и традициям, к своей Родине.

Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство — благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма. Так как для детей дошкольного возраста характерны: высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества.

Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю у него проявляются в чувстве восхищения им. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с городом краем.

Успеха в данном вопросе воспитания можно достигнуть, только если сам воспитатель будет знать историю своей страны, своего города, своего края, сможет отобрать те знания, которые будут доступны детям старшего дошкольного возраста, сможет вызвать у детей чувство восторга и гордости, любви к родному краю.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным краем, но и чувство уважения к людям, его населяющим, интерес к его культурно-историческому наследию и его достопримечательностям. Поэтому детей нужно знакомить с историей родного края, с его достопримечательностями, памятниками известным людям.

Достижение высокого уровня в воспитании у детей патриотизма становится возможным и наиболее качественным при создании определенных системообразующих условий:

  1. Готовность самого педагога к патриотическому воспитанию старших дошкольников. Переход на новый уровень понимания необходимости приобретения теоретических знаний, практических умений, способности к моделированию единой системы блочно-тематического планирования, отражающей последовательность и постепенность введения детей в многообразный, многогранный и многоликий окружающий мир с направленностью на формирование целостного образа своего родного края.
  2. Воспитание у старших дошкольников патриотизма должно быть повседневным делом, естественным образом вплетаться в ткань педагогического процесса.
  3. Ознакомление с родным краем, его достопримечательностями должно происходить в доступных формах (наблюдение, экскурсия, игра, труд и т. д.) с применением различных видов предметно-практической деятельности (художественный труд, труд в природе, исследование, поиск, моделирование, сочинительство, игра, конструирование и т.д.), что обеспечит полноту восприятия окружающего мира, поможет ребенку осознать свое место в нем.
  4. Подаваемые знания из многообразия самых ярких и типичных явлений, фактов, событий должны быть доступны для восприятия и понимания ребенком. Подобный подход позволит приблизить дошкольника к реальной жизни, показать созидательные преобразования в родных местах, в стране в целом, ее мощь и силу в лице тружеников в разных сферах жизнедеятельности, мирной армии — защитницы границ родного Отечества, самобытность национальной культуры.
  5. Осуществление логической последовательности этапов работы:

передача детям знаний о родном крае в деятельностном ключе

(взаимодействие взрослого и ребенка, сотрудничество и партнерство в

разных видах и формах работы);

  1. Формирование у детей на основе приобретенных знаний отношения к воспринимаемой окружающей действительности: интереса, живого эмоционального отклика, эмоционально-положительного отношения к внешнему миру; активной включенности в доступные события, традиции, праздники, в созидательную продуктивную деятельность;
  2. Организация доступной возрасту деятельности с усилением патриотической направленности (экскурсии, занятия, игры, труд, чтение, музыка, изобразительное творчество, праздники, досуги, развлечения и т.д.).
  3. Непрерывное накопление и обогащение социального опыта жизни в своем родном крае, как формирование базового этапа воспитания у детей патриотизма.
  4. Налаживание диалога ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего родного края, что позволит сделать воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении более эффективным и продуктивным, создаст необходимый эмоциональный фон, будет способствовать лучшему, наиболее осмысленному усвоению материала.
  5. Тесное сотрудничество с семьей.

При знакомстве дошкольников с историей родного края приходится многое им рассказывать. От того, как это делается, зависит, воспримет ли ребенок новые знания или эта информация не затронет чувств детей, не вызовет у них желания узнать что-то еще. Вследствие этого:

  1. По ходу рассказа необходимо использовать наглядный материал (фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы и др.).
  2. Составляя рассказ, включать в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствует более успешному усвоению знаний.
  3. Рассказывая о каких-то исторических событиях, надо стараться не употреблять часто даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события проходили давно, следует употреблять выражения: «Это было очень-очень давно», «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими» и т.д.
  4. Необходимо стараться, чтобы язык рассказа был очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, объяснять их значение, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями, так как дети лучше воспринимают речь, если предложения в рассказе простые, короткие.
  5. В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного края, рассказывать им о различных архитектурных сооружениях. При этом выделять что-то главное, что отличает то или иное здание от других.

Усиливает эмоциональное воздействие занятий предложение детям пофантазировать: «К нам приехал гость, он никогда у нас не был. Что мы ему покажем, куда поведем?».

Одним из примечательных явлений нашей жизни является развитие в народе боевых и трудовых традиций. Традиция иллюстрирует то, что ценит народ и хочет передать последующим поколениям. Приобщая детей к традициям родного края, мы тем самым приобщаем их к его культуре. Как правило, традиции связаны с утверждением в народе отношения к труду и трудящимся, к героям, защищавшим страну от врагов. Это возложение цветов к памятникам, героям войны и труда. Традиционными стали праздники труда — субботники и др.

Экскурсия является одной из форм организации непосредственного наблюдения детьми интересных событий и явлений. Во время экскурсий дети слушают рассказ педагога. Прежде всего, важно правильно отбирать объекты для наблюдения. Они должны быть яркими, выразительными, понятными детям. Если это экскурсии в природу, то необходимо выбирать живописные места и показывать детям их в различную погоду, т. е. способствовать видению красоты родного края (парки, сквер). Если это экскурсия к месту работы взрослых, то процесс и результат труда должны быть понятны ребенку (стройка, почта, магазин и т.д.). При этом важна и эстетическая сторона: чистота на объекте наблюдения, красивое оформление помещения, привлекательные для детей предметы. Дошкольникам свойственно, прежде всего, обращать внимание на внешнюю сторону наблюдаемых явлений, и эстетическое восприятие при этом служит основой для развития интереса к объекту наблюдения.

Проводить экскурсии можно не только к памятникам или историческим местам, но и в библиотеку, на почту, в магазин. В процессе проведения таких экскурсий обращать внимание детей на то, что все это забота нашего государства о людях, о маленьких гражданах страны.

Содержание экскурсий должно служить основанием для последующей деятельности детей: рисования, лепки, игр, конструирования и др.

Показателем успешно проведенной экскурсии считается возникновение по инициативе детей сюжетно-ролевых игр. Это означает, что экскурсия вызвала эмоционально положительное отношение, потребность выразить его в собственной деятельности. Так возникла игра в библиотеку, строительство дома.

И конечно следует понимать, что сложную задачу воспитания у дошкольников патриотизма невозможно решить без участия семьи. Для этого возможно использование следующих форм работы с родителями:

1.Сбор наглядного материала о городе Саранске и Республике Мордовия (значки, открытки и пр.);

2.Проведение конкурсов детского рисунка на тему: «Улица, на которой я живу»;

3. Для закрепления знаний о родственных связях в семье и семейных традиций среди родителей можно провести конкурс «Генеологическое дерево моей семьи»;

4. Проведение прогулок по местам боевой славы города;

5.Посещение художественной выставки картин о природе России;

6.Совместная деятельность детей и родителей по изготовлению сувениров для ветеранов Великой Отечественной войны;

7.Прослушивание аудиозаписей для детей: «Дедушкины рассказы» Любарской, «День Победы»;

8.Акция «Чистый город», в течение которой родителям и детям предлагается очистить от мусора путь следования к детскому саду, принять участие в озеленении, благоустройстве участка детского сада.

От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.

Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство.

Патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Однако это лишь предпосылки.

Любовь к Родине начинается с любви к своей Малой Родине — месту, где человек родился.

Источник

НОД «Достопримечательности родного края»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Скачать:

Вложение Размер
nod_dostoprimechatelnosti_rodnogo_kraya.docx 27.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Социально — коммуникативное развитие»

Тема: «Достопримечательности родного края»

в подготовительной группе

МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи

Дата проведения: 25.10.18

1.Непрерывная образовательная деятельность

Воспитатель: Антонова Е.Ф.

2.Возрастная группа: подготовительная

3. Образовательная область: «Социально — коммуникативное развитие»

4. Тема: «Достопримечательности родного края».

5.Тип деятельности : тематическое, творческое.

6. Используемые методы и технологии обучения: интеграция образовательных областей, проблемные вопросы, дифференцированный подход, личностно – ориентированные технологии, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

7.Форма организации обучения: фронтальная, подгрупповая (работа малыми подгруппами), индивидуальная.

8 . Форма обучения на занятии: игра, беседа, видео просмотр, просмотр мультфильма.

9.Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

10.Цель: воспитывать любовь к родному поселку, его достопримечательностям.

— систематизировать знания детей о достопримечательностях, об улицах своего поселка, людях разных национальностей, живущих в родном поселке, природе родного края;

— вызывать положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу;

-обучать способам практического применения знаний в игровой, речевой деятельности;

— знакомство с достопримечательностями Федоровского района (Храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадского);

— знакомство с достопримечательностями Дергачевского района (Храм во имя святого Архангела Михаила)

12. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, музыкальная, познавательная, речевая.

13.Методы: наглядные ( просмотр презентации, мультфильма, видео ролика), словесные (вопросы проблемного характера , беседа, обсуждение), практические (изготовление страницы книги «Достопримечательности родного края», раскрашивание ангелов, сбор пазлов).

14. Средство обучения для воспитателя: презентация по теме, мультфильм «Чудеса в Хонех», раскраски «Архангел Михаил», изображения колоска и каравая (для команд), видео ролик об Иоанне Кронштадском, иллюстрации храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадского, храма во имя святого Архангела Михаила.

15. Средство обучения для детей: презентация по теме, пазлы «Храм во имя святого Архангела Михаила», «Храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадского», раскраски «Ангел», мультфильм «Чудеса в Хонех», видео ролик об Иоанне Кронштадском, цветные карандаши зеленого и голубого цветов, лист белого картона, кисточки, салфетки, фотография храма во имя святого Архангела Михаила, храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадского, клей, раскраски «Архангел Михаил», папка с файлами.

16. Предшествующая работа.

Беседы и рассматривание иллюстраций достопримечательностей Федоровского района, рассматривание иллюстраций Храма во имя святого праведника Иоанна Кронштадского, заучивание поговорок и пословиц о Родине.

17. Предполагаемый результат:

— систематизированы знания детей о достопримечательностях, об улицах своего поселка, людях разных национальностей, живущих в родном поселке, природе родного края;

-вызваны положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу;

-сформированы способы практического применения знаний в игровой, речевой деятельности;

— дети ознакомлены с достопримечательностями Федоровского района (Храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадского);

— у детей сформирован интерес к истории своего поселка, посещение храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадского, знакомство с его убранством;

— дети ознакомлены с достопримечательностями Дергачевского района (Храм во имя святого Архангела Михаила).

В: Ребята, посмотрите, сколько к вам сегодня пришло гостей! Я впервые в вашем поселке Мокроус, и, конечно же, хочу узнать о нем как можно больше. Как можно познакомиться с вашим поселком? Слайд № 1

Д: Можно показать вам фотоальбомы, организовать экскурсию, показать фильм о нашем поселке, книгу об истории поселка.

В: Ребята, все, что вы перечислили, замечательно. Очень хорошо, что вы вспомнили про книгу об истории поселка. Я предлагаю вам «написать» книгу, на страницах которой вы расскажете о достопримечательностях родного поселка. Что можно разместить в ней?

Д: Рассказы о достопримечательностях поселка, рисунки, кроссворды, фотографии.

В: Чтобы ваши рассказы были интересными, предлагаю поиграть в увлекательную игру «Счастливый случай», в ходе которой вы вспомните все, что знаете о родном поселке Мокроус. Слайд № 2

Игра «Счастливый случай»

Дети делятся на две команды: «Колосок» и «Каравай» Проводится жеребьевка (какая команда первой будет отвечать на вопрос).

В: Ребята, а как вы думаете, почему ваша команда называется «Каравай»?

Д: Наша команда называется «Каравай», потому что каравай– это символ поселка Мокроус, символизирующий гостеприимство жителей Федоровского района

В: Молодцы! Ребята, а ваша команда называется «Колосок». Почему?

Д: Наш поселок славиться своими полями, а в этом году собрали большой урожай.

В: Спасибо, ребята. За каждый правильный ответ ваша команда получает часть пазла, а что там будет изображено, вы узнаете в конце игры, когда соберете все части.

Первый гейм «Дальше — дальше» Слайд № 3

— Как называется наша Малая Родина? (районный поселок Мокроус)

— Назовите символ Федоровского района (каравай)

— На чем изображен каравай? (герб Федоровского района)

— Назовите птицу, которая считается символом мира? (Голубь)

— Какое дерево служит символом нашей Родины? (Береза)

-Как называется место, где мы родились, очень нам дорогое? (Малая Родина)

В: Молодцы, ребята! А теперь нас ждут «заморочки из бочки»

Второй гейм «Заморочки из бочки» Слайд № 4

Игроки из каждой команды поочередно достают из «бочонка» карточки с заданиями.

Продолжи пословицу о Родине:

— Всякому мила… (своя сторона)

— На родной стороне… (и камушек знаком)

— Где родился… (там и пригодился)

В: Ребята, а как вы понимаете смысл этой поговорки? (предположения детей)

— Родина – мать,… (умей за нее постоять)

В: Молодцы, вы правильно продолжили все пословицы.

Дидактическая игра «Что лишнее» Слайд № 5, 6

Из представленных фотографий достопримечательностей поселка дети убирают лишнее: парк боевой славы, памятник погибшим землякам, храм, здание администрации, дворец культуры, старая водонапорная башня (слайд на презентации)

Третий гейм «Гонка за лидером» Слайд №7

Вопросы и задания:

— Какое самое большое здание в вашем поселке? (Элеватор)

— Люди, каких национальностей проживают в вашем поселке Мокроус? (русские, татары, казахи, азербайджане, армяне)

В: Ребята, я приглашаю по два человека от каждой команды, чтобы собрать полученные части пазлов. А остальные ребята внимание на экран. (дети собирают пазлы, остальные выполняют задание) Слайд № 8, 9

— Рассмотрите картинки с изображением птиц и назовите тех, которые обитают на территории вашего края: воробей, ворона, лебедь, колибри (слайд на презентации)

— Рассмотрите картинки с изображением животных и назовите тех, которые обитают на территории вашего края: заяц, енот, суслик, лиса (слайд на презентации)

В: Молодцы, ребята! А теперь расскажите мне и нашим гостям, какие достопримечательности есть в вашем поселке Мокроус? (дети перечисляют)

В: Ребята, вы все правильно назвали. А теперь посмотрим, что же ребята собрали из пазлов.

Команда «Колосок», что изображено у вас?

Д: Храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадского. Слайд № 10

В: Ребята, расскажите мне и нашим гостям, что вы знаете о своем храме?

В: Ребята, ваш храм назван в честь святого праведного Иоанна Кронштадского. В январе есть праздник праславления святого праведного Иоанна Кронштадского. А вы бы хотели узнать кто такой Иоанн Кронштадский?

В: Иоанн Кронштадский родился в Архангельской области. Учиться ему было тяжело, но он старался. И у него все получилось. Он закончил духовную семинарию с отличием. А что было дальше, мы узнаем из видео ролика.

Просмотр видео ролика об Иоанне Кронштадском. Слайд № 11

В: Так кто же такой Иоанн Кронштадский?

Д: Иоанн Кронштадский – это священник города Кронштадта, который помогал больным и бедным людям.

В: Спасибо, ребята.

В: Ну что ж, команда «Каравай», что изображено у вас? Слайд № 12

Дети затрудняются с ответом, или называют, что изображен храм, церковь.

В: Ребята, это Храм во имя святого Архангела Михаила. Находится он в поселке Дергачи. Наш храм назван в честь Архангела Михаила. У вас в селе Болисоглебовка тоже есть храм во имя святого Архангела Михаила. Слайд № 13

В ноябре большой православный праздник, веселый и светлый Михайлов день. А знаете ли вы, кто такой Михаил Архангел?

В: Ребята, сейчас мы с вами посмотрим мультфильм об Архангеле Михаиле «Чудеса в Хонех»

Просмотр мультфильма «Чудеса в Хонех» Слайд № 14

В: Ребята, благодаря кому девочка начала разговаривать?

Д: Ей помог Архангел Михаил.

В: Как исцелилась девочка?

Д: Она попила из чудесного источника и прочитала молитву.

В: Как люди отблагодарили Архангела Михаила?

Д: Люди построили в его честь храм.

В: Ребята, Архангел Михаил — это вождь всего ангельского мира, верного богу. А кто такие ангелы? (если дети, затрудняются, воспитатель отвечает сам на вопрос)

Д: Ангелы – это добрые духи без тела, бессмертные, наши защитники.

В: Ребята, дети подготовительной группы детского сада «Сказка» раскрасили одежду ангелов для вас. Я предлагаю вам раскрасить крылья ангелов зеленым или голубым цветом, потому что так их раньше изображали. Вы готовы? (ответы детей)

В: Ребята, я предлагаю вам раскрасить ангелов и подарить их нашим гостям на память. Вы согласны со мной? (ответы детей)

Дети раскрашивают ангелов и дарят их гостям. Слайд № 15, музыка

В: Ребята, у меня уже есть одна страница для нашей книги с изображением храма во имя святого Архангела Михаила, это будет вторая страница, я предлагаю вам на первую страницу нашей книги поместить фотографию храма во имя святого праведного Иоанна Крондштадского. Вы согласны со мной? (дети отвечают)

Воспитатель вместе с детьми приклеивает фотографию храма.

В: Ребята, вы сегодня правильно отвечали, старались, а это значит, что вы любите свою Родину. Ребята, вы все молодцы, я хочу подарить вам раскраски с изображением Архангела Михаила, которые вы можете раскрасить дома или в детском саду. Слайд № 16

В: Ребята, понравилось ли вам сегодня играть, смотреть мультфильм, рисовать?

Что нового вы сегодня узнали?

Хотели бы вы еще что-то узнать о достопримечательностях поселка Дергачи?

Хотите ли вы продолжить «писать» книгу «Достопримечательности родного края»?

Источник

Читайте также:  Задержка месячных при путешествии
Оцените статью