Культура разных народов мира
Тем, кто интересуется «культурой общения», да и вообще хочет всесторонне развиваться, будет интересно узнать о поведении, этике и традициях жителей различных стран. Многим это поможет оценить, сравнить и возможно глубже понять культуру собственной страны и народа.
Умение общаться играет не маловажную роль в плане развития национальной культуры. Язык помогает увеличивать народный опыт, сохранять и передавать обычаи и традиции. Благодаря ему мы знаем чем жили наши предки. Но прежде чем говорить об особенностях народного этикета и культуры, нужно осведомиться об обрядах, привычках и условностях разных народов. Попав в чужую страну, новому человеку не составит большого труда потеряться или попасть впросак. Ведь мы не знаем всех мелочей и тонкостей жизни других народов и национальностей. Все мы привыкли руководствоваться общепринятыми знаниями и мифами о какой-либо национальности, но не всегда они действительно правдивы.
Существует много любопытных различий поведения представителей каждой культуры. Например приветствие. Поляк, при знакомстве с девушкой, всегда целует ей руку. Ведь подобные действия повторялись в их стране уже годами, и даже столетиями. А вот австриец может заявить «целую руку», но абсолютно никакими действиями это выражение не подтвердится. И если даже у жителей единой Европы встречаются такие различия, то что уж говорить о западной и восточной культурах? К примеру, здороваясь с европейцем, японец, индиец или китаец конечно пожмут руку, но чувствовать они себя будут так, будто это была босая нога. Так же у китайца может случиться культурный шок, если он увидит европейца, прогуливающегося с дамой под ручку, и тем более, целующего ее.
Возможно, вам также будет интересна статья: Запретный город Китай
А вот в Японии принято снимать обувь у порога, даже при входе в ресторан. По китайским законом хозяин обязан подарить гостю любую понравившуюся ему вещь. У русских, после принятия пищи, принято не оставлять на тарелке ни крошки, в том случае, если блюдо ему понравилось. Китайцы не притронутся к миске сухого риса, поданной в конце обеда, что бы показать что они сыты.
Все эти различия связаны с религиозными убеждениями представителей разных культур. Например, при входе в храм, еврей надевает головной убор, христианин же наоборот – снимает его. К тому же, во многих странах очень болезненно реагируют на несоблюдение формальностей, поэтому на такие, на первый взгляд, мелочи, тоже следует обращать внимание.
Англия
Культура разных народов мира
Для англичан соблюдение формальностей есть стилем их жизни. Британцы всегда обращают внимание на детали. Даже при написании письма нельзя употреблять имени адресата без его разрешения. При знакомстве с англичанами очень важно знать кто должен первым представиться. В служебной обстановке первым должен быть клиент, так как он более важное лицо.
Франция
Культура разных народов мира
В нашем представлении французы – эдакие герои-любовники, которые в перерывах между бесчисленными романами поедают в большом количестве лягушачие лапки. На самом деле все совсем не так как кажется. Они на самом деле есть полной противоположностью того, что мы о них думаем. Французы сами по себе довольно националистичны. Им тяжело учить иностранные языки, поэтому при встрече с иностранцем, они затруднены в разговоре. Вдобавок, очень горды собой французы, касательно национальных традиций. Большим предметом национальной гордости для них является французская кухня.
Германия
Культура разных народов мира
А вот немцы, по своей натуре, довольно расчетливые и бережливые, надежные и пунктуальные, но уступают французам в их чувстве юмора. При знакомстве в Германии принято первым представлять того, кто находится на более высокой служебной степени. Так же при разговоре с немцем нельзя держать руки в карманах – они считают это верхом неуважения.
Источник
Зачем нужно знакомиться с языками и культурой других народов
Эссе « Зачем нужно знакомиться с языками и культурой других народов?»
Написано Романенко Иваном учеником 9 класса
Сегодня активно идёт процесс национального возрождения. Мы всё чаще проявляем интерес к своему этническому и историческому наследию, говорим о патриотизме. И всё реже интересуемся культурой и языком других народов. К сожалению, реже слышны слова и словосочетания: «дружба народов», «толерантность», «культурный обмен».
В мире растёт противостояние целых цивилизаций, культур, разгораются межнациональные конфликты. Люди с пренебрежением говорят о представителях других народов: «нелегальный мигрант», «оккупант», «беженец». Национализм набирает популярность. Люди хотят обособиться и отделить себя от других.
А ведь любая нация неразделима со своими культурными традициями и, конечно же, с языком. Когда народы делят одну территорию, их культуры, обычаи и традиции тесно переплетаются невидимой нитью. В этом случае изучение языка народа-соседа в какой-то степени является бытовой необходимостью.
Легко говорить, что изучать язык другого народа – пустая трата времени, когда твой родной язык – самый главный в стране.
Но ведь язык народа отражает образ жизни, поведение, взаимоотношения с другими людьми, систему ценностей, культуру нации. Он – зеркало внутреннего и внешнего мира человека. Вместе с тем, наверное, язык – это ещё и орудие, инструмент, формирующий личность. Человек с рождения воспитывается языком и заложенной в нем культурой, доставшейся от многих поколений предков. И поэтому язык каждого народа развивается вместе с человеческим обществом, в котором появляются новые ценности, закрепляются традиции.
Следовательно, невозможно представить себе происхождение и развитие культуры каждого народа отдельно от его языка. Язык, как часть культуры, даёт возможность человеку приобретать собственный опыт в процессе непрерывного обучения и пользоваться приобретёнными в прошлом и настоящем знаниями и опытом других людей.
Занимая определенное этническое пространство, любая нация, независимо от ее состава и количества, за многовековую историю существования создала и сохранила уникальную историческую информацию.
На мой взгляд, в мире нет бездарного, все вокруг – большое и малое – обогащает нас духовно и нравственно. Как большие и малые звезды освещают огромный небосклон, так и каждая нация обогащает общечеловеческую культуру. Поэтому недопустимо исчезновение с лица нашей планеты самобытных культур малочисленных этнических групп.
Сегодня исследование общих закономерностей и специфических особенностей этнокультур имеет большое значение. Это правильное осмысление истории малых и больших народов, их этнических культур, формирование правильного исторического сознания, нравственных идеалов и национальных ориентаций, и стабилизация межнациональных отношений.
Вхождение этнокультурного феномена в систему мировой цивилизации играло и играет определенную роль в формировании национальной идеи, в ее целостности на протяжении всей истории любого этноса со всеми ее столкновениями противоположных процессов, социальными катаклизмами, культурными и духовными взлетами и даже регрессом в развитии материальной и духовной культуры.
Многовековая история свидетельствует о том, что малые и большие народы относятся друг к другу с большим уважением, имеют дружественные и родственные связи, обмениваются материальными и духовными ценностями. Все это способствует формированию развитию менталитета уникальных этносов.
Все мы живём в одном мире, очень часто живем по соседству, поэтому необходимо изучать не только свой родной язык и родную культуру. Ведь когда ты понимаешь другого человека, с одной стороны очень непохожего на тебя, с другой стороны такого же, как ты, тебе не хочется с ним враждовать. И во всем этом есть надежда на духовное и национальное возрождение. А для нашего поколения и для меня лично это очень важно.
Источник
Знакомство старших дошкольников с культурой других народов
Марина Сушкова
Знакомство старших дошкольников с культурой других народов
Тема: «Знакомство старших дошкольников с культурой других народов».
Патриотическое, поликультурное воспитание не передается по наследству, в каждом поколении детей его надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.
Отсутствие должного внимания к поликультурной образованности ребенка приведет к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности. А из-за этого, как считает отечественный исследователь Л. Боровиков, «могут возникнуть достаточно быстро кризисные ситуации типа «этнического эгоцентризма»— тенденции судить о других культурах только по своим национально-ориентированным стандартам».
Практика показывает, что поликультурное воспитание неразрывно связано с образованием,которое включает в себя знания:
а) материальной культуры:
*основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;
*труд с учетом его специфики;
б) духовной культуры:
*народные обычаи, обряды, праздники;
*язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);
*искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература);
в) нормативной, поведенческой культуры:
*общечеловеческие нравственные качества;
*правила общения между людьми внутри этноса и вне его.
Эти знания способствуют формированию у детей начальных представлений о том,что объединяет людей разных национальностей: общий труд, стремление к миру, любовь к Родине, нравственные качества, культурные традиции.
Даю эти знания в следующей последовательности:
а) ознакомление детей с национальными особенностями своего народа, его обычаями, культурой;
б) ознакомление детей с людьми ближнего национального окружения;
в) сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов.
Таким образом, процесс поликультурной социализации детей начинается с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности, а затем продолжается через знакомство с культурой, бытом, традициями других суверенных народов.
Начиная со старшей группы, ввожу в практику работы занятия из блока «Край Родной», на котором знакомлю детей с прошлым и настоящим нашего города, с природой своего края, особенностями быта и трудом людей своего города, своей страны, соседними государствами. Стараюсь построить работу с детьми так, чтобы каждый воспитанник проникся гордостью за свой родной край, почувствовал себя маленьким «патриотом» своей «малой Родины». Не забываю подчеркивать, каким бы особым ни был родной край, он является лишь частью нашей огромной страны. И в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для нашего государства. Формирую представления и обогащаю знания детей о названии нашей страны, ее столице и флаге, обращаю внимание на его цвета и их значение.
Уделяю особое внимание творчеству русского народа: читаем русские народные сказки, поем народные песни, учим мудрые народные пословицы и поговорки, рассматриваем изделия народных промыслов, подчеркивая национальные особенности и художественное оформление. Считаю народное творчество источником положительного влияния на формирование личности ребенка, именно в нем он приобретает, развивает, черпает свою мудрость и рассудительность. Оно учит его быть отзывчивым, справедливым, терпимым и по-доброму относится к окружающим.
Литературные произведения такие, как О. Донченко «Петрусь и золотое яичко», Э. Шима «Цветы», Н. Емельяновой и В. Челинцовой «Окся-труженица» и т. д., помогают лучше познакомит детей с жизнью детей сверстников из суверенных государств. После чтения обязательно провожу беседы, цель которых закрепить представления и знания дошкольников о том, что наша Родина многонациональна, показать, что дети разных национальностей живут,так же как и они. В дальнейшем, по прочитанным произведениям, провожу сюжетно- ролевые игры, драматизации, что способствует лучшему усвоению детьми содержания произведения, углублению возникшего при его прочтении чувства симпатии к тем ребятам, о которых шла речь. Продолжаю и в общении, и в труде, и в играх, и в быту, и на занятии знакомить детей с культурой людей разных национальностей.
В подготовительной группе расширяю представления дошкольников о нашей родине. Дети уже знают, что наша страна называется Россия, она огромна и многонациональна, каждая национальность имеет свой язык, обычаи, свои сказки, танцы, игры, народные промыслы. Столица России – город Москва. Зная российский флаг, дети знакомятся с гербом, мелодией гимна. Продолжается знакомство и с другими суверенными государствами, нашими соседями. Учитывая, что в нашей группе есть дети армянской и грузинской национальностей, считаю целесообразным знакомитьребят с государствами Закавказья: «Россия – Армения», «Путешествие по горной Грузии», «Солнечный Азербайджан». Подбор доступного познавательного материала, с учетом возрастных особенностей детей, дает возможность больше узнать об этих государствах и труде живущих в них людей. Особую роль отвожу играм, так как они являются действенным способом сближения детей разных национальностей на основе общих познавательных интересов.
Как и в старшей группе провожу занятия по ознакомлению с художественной литературой, например, знакомим с рассказом А. Ивича «Про чай», Д. Лучича «Четыре девочки», И. Мирмухсина «Слива и урюк», где рассказывается о людях разных национальностей, с последующими играми, драматизациями и самостоятельной художественной деятельностью.
Средствами знакомства с культурой других народов являются различные праздники, литературные утренники. С детьми 6 – 7 лет часто провожу беседы, которые помогают подвести их к самостоятельному обобщению усвоенных знаний и представлений. Беседуя с ребятами, обязательно подчеркиваем характерные особенности каждой страны и чувство симпатии одного народа к другому. Одновременно объясняю, что многое нас объединяет.
Так, в годы Отечественной войны все народы нашей многонациональной страны защищали Родину от фашизма. Рассказы о героях войны помогают детям понять, как проявляется истинное братство народов. Наверно, волнующий и незабываемый эпизод прошедшей войны – бессмертный подвиг А. Матросова, который повторили 170 советских воинов. Среди них украинцы А. Шевченко, А. Герасименко, узбек Т. Эрдигитов, удмурт Е. Куликов и др.
При раскрытии этой темы опираюсь на краеведческий материал.
Некоторые города, многие улицы, площади носят имена людей разных национальностей, отдавших жизнь за Родину. Использую в своей работе те факты, которые наиболее доступны вниманию детей и вызывают у них эмоциональный отклик. Например, рассказы взрослых об орденах и медалях, полученные членами семьи (прадедушкой, прабабушкой, дядей и т. д.) за проявленную отвагу в годы войны, а так же боевые истории из уст самих ветеранов войны и тыла.
Полезно детям чтение таких литературных произведений, как С. Михалков «Быль», Л. Кассиля «Богатыри», А. Митяева «Землянка», А. Твардовский «Василий Теркин», они позволяют глубже раскрывать образ героя – защитника,его человечески качества: обаяние, простоту, непобедимую народную силу. Всеми вместе была завоевана эта великая победа.
Знакомство с культурой людей разных национальностей происходит в процессе ознакомления детей со сказками разных народов. Я не только читаю их вместе с детьми, но и разыгрываем сказки и эпизоды из них с помощью «заместителей». Пересказываем содержание произведения по мнемосхемам, иногда придумываем новые повороты сюжета знакомой сказки. Сравниваем сказки разных национальностей, находим сходства и различия в них, играем с детьми по их сюжетам. Это позволяет лучше усвоить их содержание, понять основную мысль, развивать у детей психические процессы.
Активно использую дидактические игры: «Путешествие по России и странам ближнего зарубежья», «Народы – как одна семья, хотя язык их разный…». Это способствует лучшему усвоению знаний о культуре и устном народном творчестве людей разных национальностей.
Таким образом, мы знакомим детей старшего дошкольного возраста с культурой других народов, воспитываем у них чувство толерантности и уважения к ним.
«Сохранение и развитие традиций народов ханты и манси в воспитании дошкольников» (из опыта работы). Сейчас, как никогда актуальна задача воспитания у детей чувства любви к Родине. Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально-положительное.
«Технология развития ролевых связей и отношений у детей шестого года жизни» Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно – ролевая игра. Но недостаточное.
Источник