Знание учащихся своей страны

Диагностика формирующихся гражданско-патриотических качеств у учащихся 1-2 классов

Работу над воспитанием патриотизма и гражданственности лучше всего начинать с раннего детства, так как это самый сенситивный для этого период. Однако многие нравственные качества человека, а также гражданско-патриотические качества, формируются именно в школьные годы. Это является несомненной заслугой и целью учителей. В.А.Сухомлинский писал: «Как у маленького дерева, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

Для диагностики формирующихся гражданско-патриотических качеств у учащихся 1 и 2 классов мною были использованы анкета «С чего начинается Родина?», методика «Незаконченные предложения», метод индивидуальной беседы с каждым учащимся, методика «Я – патриот».

Скачать:

Вложение Размер
diagnostika_grazhdansko-patrioticheskih_kachestv.docx 26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика формирующихся гражданско-патриотических качеств у

учащихся 1-2 классов

Благополучие и мощь Российской Федерации зависит, от граждан — людей, которые будут безраздельно любить свою Родину и стремиться к ее процветанию и развитию. Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм, а важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является гражданско-патриотическое воспитание. Именно гражданско-патриотическое воспитание продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем государства и современной школы.

Работу над воспитанием патриотизма и гражданственности лучше всего начинать с раннего детства, так как это самый сенситивный для этого период. Однако многие нравственные качества человека, а также гражданско-патриотические качества, формируются именно в школьные годы. Это является несомненной заслугой и целью учителей. В.А.Сухомлинский писал: «Как у маленького дерева, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

Для диагностики формирующихся гражданско-патриотических качеств у учащихся 1 и 2 классов мною были использованы анкета «С чего начинается Родина?», методика «Незаконченные предложения», метод индивидуальной беседы с каждым учащимся, методика «Я – патриот».

Первой проведенной диагностикой была анкета «С чего начинается Родина?» (автор: В.М. Хлыстова). Испытуемым предлагалась анкета, состоящая из десяти вопросов (См. в Приложении 1). Ответы на эти в опросы показывают, какие знания, представления о стране, своей семье и городе сформированы у учащихся 1-х и 2-х классов ГПД.

Оценивание гражданско-патриотических качеств у младших школьников по результатам анкетирования проводилось по полноте представлений о патриотизме. Поскольку полнота определяется показателем объема фактического знания, на основе проведенного анализа ответов учащихся были выделены следующие уровни:

1. 8-10 баллов – высокий уровень;

2. 5-7 баллов – средний уровень;

3. 0-4 балла – низкий уровень.

Следующей проведенной диагностикой была методика «Незаконченные предложения» (авторы: Е.В. Федотова, И.В. Скворцова). Она предполагала выявление объёма патриотических знаний младших школьников. Методика состоит из 13 незаконченных предложений (См. в Приложении 2), которые учащиеся должны дописать, так как они посчитают нужным. Данная методика проводилась индивидуально с каждым учащимся. Вопросы задавались устно, а ответы записывались.

За правильный ответ учащийся получал 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 13. Затем по полученным учащимися баллам определялся уровень патриотической воспитанности по когнитивному компоненту:

11-13 баллов – учащийся обладает высоким уровнем знаний об Отечестве и малой Родине;

7-10 баллов – учащийся показал средний уровень знаний об Отечестве и малой Родине;

5-6 баллов – уровень патриотических знаний учащегося ниже среднего;

0-4 балла – низкий уровень патриотических знаний учащегося.

Третьим методом, который я использовала для диагностики гражданско-патриотических качеств, было проведение индивидуальных бесед с учащимися по предложенным ситуациям (автор ситуаций: В.С. Горбунов). Целью этих бесед было выявление эмоционально-чувственного отношения младшего школьника к своей семье, родному городу и своей стране. В ходе беседы учащимся были предложены три ситуации, целью которых было выявление отношения к своей семье, родному городу и Родине, установление эмоционального переживания через данные ситуации.

Ситуации, предложенные школьниками, в ходе индивидуальной беседы:

1. Мама несет из магазина тяжелую сумку. Сын гуляет с друзьями во дворе. Сын подбежал к маме, попросил что-нибудь вкусное и побежал гулять с друзьями дальше. А мама понесла тяжелые сумки домой, на 7 этаж. Как бы ты повел себя в такой ситуации? Почему?

2. Ты гуляешь по улицам родного города и видишь, что какие-то дети портят памятник павшим героям в годы Великой Отечественной войны. Как ты поведешь себя в этой ситуации? Почему?

3. Разговор о художественном произведении «Девочка из города» Л.Ф. Воронкова (Глава «Как девочка в синем капоре появилась в селе Нечаеве»). Как вы относитесь к девочке Вале? Почему женщина из села Нечаева решила оставить девочку у себя? Как жила деревня во время войны? Какие эмоции вызвал рассказ?

Оценивание проводилось по глубине эмоциональной реакции школьника на конкретную ситуацию и в соответствии с результатами беседы были выделены следующие уровни сформированности гражданско-патриотических чувств:

7-9 баллов – это высокий уровень;

4-6 балла – это средний уровень;

0-3 балла – это низкий уровень.

Последней проведенной диагностикой для выявления уровня формирующихся гражданско-патриотических качеств была методика «Я – патриот» (автор: Н. Бирюкова). С ее помощью я определила уровень патриотической воспитанности младших школьников по деятельностному компоненту.

Методика состоит из 20 вопросов (См. в Приложении 3). В качестве ответа учащимся предлагается выбрать один из трех вариантов ответов: «Да», «Нет» и «Не знаю». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому для чистоты педагогического эксперимента опрос учащихся проходил индивидуально.

Оценивание результатов проводилось по следующим критериям:

За ответ «Да» начислялось 2 балла;

За ответ «Нет» начислялось 0 баллов;

За ответ «Не знаю» начислялся 1 балл.

Количество баллов подсчитывалось, и определялась сумма баллов за ответы каждого участника исследования. Максимально количество баллов, которое можно получить, равняется 40. Затем, результаты переводятся в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности младшего школьника по деятельностному критерию:

1. 34-40 баллов (высокий уровень) – уважительное отношение к семье, дому и школе; присутствует желание заботиться о других людях; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей «малой родины» и Отечества;

2. 22-33 балла (средний уровень) – патриотические качества личности проявляются только под контролем учителя; испытывает чувства привязанности и уважительного отношения к семье, дому и школе; выражает желание заботиться о других людях;

3. 14-21 балл (ниже среднего) – желание заботиться о других людях незначительное; активность при патриотической деятельности невысокая; историей страны и родного края интересуется только по заданию учителя; чувства привязанности и уважительного отношения к семье, дому и школе проявляет слабо;

4. 0-13 балла – желание заботиться о других людях практически не показывает; при патриотической деятельности вял и инертен; историей Отечества и родного края не интересуется; чувства уважительного отношения и привязанности к семье, дому и школе проявляется редко.

Критерии оценки гражданско-патриотических качеств обучающихся.

В итоге, на основе аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были взяты три уровня формирующихся гражданско-патриотических качеств обучающихся: низкий, средний и высокий.

Высокий уровень: младший школьник проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи и своего Отечества. Знает некоторые сведения об истории своей страны, города, его достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляет гордость за свое Отечество. Активно выражает готовность помочь другим людям и положительное отношение к миру, всему живому. Проявляет стремление к патриотической деятельности. Осознает себя гражданином и патриотом своей страны. Желает служить в армии. Уважает традиции других народов.

Средний уровень: младший школьник имеет представление об истории Отечества и родного края, о его природных богатствах и достопримечательностях. Историей родного края и страны интересуется только по заданию учителя. Гордость за Родину проявляется непостоянно. Характерна недостаточно высокая активность при патриотической деятельности. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие и сопереживание. Национальные традиции знает, но не стремится соблюдать. Не проявляет особого желания служить в армии.

Низкий уровень : младший школьник имеет лишь обрывочные и поверхностные сведения о прошлом своего народа, своей стране и культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории родного края и Отечества, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. В патриотической деятельности участвует неохотно. Иногда наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру. Служить в армии не желает. Не уважает традиции других народов.

Анкета «С чего начинается Родина?»

  1. Что такое Родина?
  2. Как называется твоя Родина?
  3. Как ты понимаешь выражение «малая родина»?
  4. Как называется твоя малая родина?
  5. Какие города России ты знаешь?
  6. Какие реки России ты знаешь?
  7. Какая птица изображена на гербе нашей страны?
  8. Какие цвета присутствуют на нашем государственном флаге?
  9. Назови самые известные памятники своего города?
  10. Какие стихотворения и песни о Родине ты знаешь?

Методика «Неоконченные предложения»

  1. Патриот – это …
  2. Настоящий патриот обладает качествами …
  3. Гражданин – это …
  4. Гимн – это …
  5. Флаг – это …
  6. 9 мая Россия отмечает …
  7. Президент Российской Федерации – …
  8. Какие интересные места есть в России, где ты хотел бы побывать? Я

хотел бы побывать …

  1. Любить свою Родину значит …
  2. Защищать свою Родину значит …
  3. Чем знаменит город Вязьма? Вязьма знаменит …
  4. Марки отечественных машин …
  5. Русские народные сказки …
  6. Русские писатели и поэты …

Методика «Я – патриот»

  1. Хотел бы ты знать о своем городе и стране больше?
  2. Помогли ли тебе уроки в школе и другие учебные занятия узнать больше о своем родном городе и стране?
  3. Часто ли ты гуляешь по историческим местам своего города?
  4. Часто ли рассматриваешь город, когда гуляешь его улицам?
  5. Ходишь ли ты в музеи своего города?
  6. Интересно ли тебе узнавать что-то новое об истории своей «малой родины» и своей страны?
  7. Как ты считаешь, нужен ли в школе такой предмет, как «история родного города»?
  8. Любишь ли ты читать о нашем городе, о нашей стране?
  9. Знаешь ли ты стихотворения, посвященные Отечеству?
  10. Заслуживают ли твоего внимания памятники, дома и сады нашего города?
  11. Считаешь ли ты, что необходимо их беречь?
  12. Считаешь ли ты, что нужно следить за чистотой города?
  13. Всегда ли ты выбрасываешь мусор только в урны или в предназначенные для этого места?
  14. Нравятся ли тебе мероприятия и праздники, проводимые в нашем городе?
  15. Участвуешь ли ты в них?
  16. Всегда ли ты добросовестно трудишься, чтобы помочь своей стране, чтобы в будущем страна тобой гордилась?
  17. Всегда ли ты справедлив и терпим по отношению к окружающим людям?
  18. Любишь ли ты свою семью?
  19. Заботишься ли ты о своих близких?
  20. Считаешь ли ты, что нужно помогать своим одноклассникам в трудную для них минуту?

Источник

Краеведение-важнейшее средство обучения и воспитания

Автор: Мехонцева Наталья Геннадиевна

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

font-family:»Times New Roman»;

Из опыта работы по теме:

«Краев едение – важнейшее средство обучения и воспитания»

Два мира есть у человека:

Один который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

С введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о духовно-нравственном воспитании обучающихся на ступени начального образования. Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения.

В Федеральных государственных стандартах второго поколения содержится описание портрета будущего выпускника: «Выпускник будущего это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины». На мой взгляд, самоидентификация ребёнка как патриота должна начинаться с осознания себя частью своей малой родины. Учащиеся, познающие новые, неизвестные для них страницы истории своей малой родины чувствуют себя первооткрывателями. Так воспитывается гражданственность, чувство собственной значимости. Важным элементом содержания компонента, формируемого участниками образовательного процесса, является краеведение. В основе реализации по краеведению лежит системно – деятельностный подход. Он осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности младших школьников, которая ценна тем, что создаёт условия для успешной реализации задач ФГОС НОО и помогает ребёнку в освоении различных видов УУД.

Условия формирования опыта:

Начальная школа — начало всех начал, первоначальный этап становления по знавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и я должна прививать своим ученикам сознательное отношение к родному краю с первого класса, прививать через изучение краеведения на уроках и вне уро ков.

Все мы знаем пословицы «Велик белый свет, да теплее своего края нет», «Родной дом дороже золота», «В своем краю и вода слаще» — эти мудрые слова, ставшие пословицами и поговорками, не требуют доказательств. Они были нравственным мерилом, образом жизни наших предков. А что эти слова значат для наших учащихся? С этим вопросом я обратилась к моим ученикам. Ответы, которые я получила (это интересно; это важно знать, чтобы уважать историю предков; всегда интересно, откуда ты родом; не зная истории родного края нельзя считать себя культурным человеком), позволили мне сделать вывод: ребятам это интересно.

Выбирая формы, методы работы, я пришла к выводу о необходимости поэтапной работы в процессе изучения краеведения в соответствии с возрастными и познавательными особенностями развития младших школьников.

Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический ха рактер, но все виды деятельности объединяет одно — ярко выраженная направлен ность на развитие духовно — нравственной сферы ребенка. Включение краеведческо го материала в содержание образования способствует формированию у детей ин тереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позво ляет учителю чётче конкретизировать учебный план. Развитие работы по краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России, и для любого уголка нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагога и учащихся. Изучением краеведения я занимаюсь не только на уроках, но и во внеклассной работе. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению села, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания.

Теоретическая база опыта:

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитывает волю. При изучении родного края у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных дисциплин. Использование учителем в ходе урока краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся. И самое главное – краеведение решает основную воспитательную задачу — вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину, и готовых приносить ей пользу. Я определила для себя, как педагога, цель — организация урочной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов по нравственно-патриотическому воспитанию средствами краеведения. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно. Возможности краеведения позволяют привить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни. Краеведение дает возможность показать детям, что история родного края не безлика, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты — их историческое продолжение, значит ты — частица истории края, частица истории страны.

Система работы:

Цель — развитие у учащихся интереса к природе, истории и культуре родного края, воспитание любви и уважения к своей малой родине как части огромной России.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

— ознакомление с первоначальными сведениями о природе, культуре, истории родного края;

— воспитание патриотизма, уважения к историческому наследию, гуманного отношения ко всему окружающему;

— формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской, познавательной, творческой активности и социально значимых качеств;

— воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков;

— развитие умения самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений и грамотно её оформлять.

Изучение краеведения должно быть обусловлено познавательными возможно стями детей с учетом их возраста. Главная задача краеведческой работы в начальной школе — формирование у детей общеучебных навыков.

В 2010 году я набрала первый класс и стала работать по новым образовательным стандартам. Я понимала, что современное образование невозможно без вовлечения учащихся в исследовательскую работу, в проектную деятельность. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения поставленных задач лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности. Я эту работу стала вести на занятиях «Я — исследователь». Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской работы. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение — один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить — значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.
Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению.
При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы. Для повышения их заинтересованности можно использовать и игровые приемы: «Кто первый увидит?», «Кто быстрей найдет?». А какие животные и растения в нашей Курганской области находятся на грани исчезновения или уже исчезли?

На самом деле, краеведение просто необходимо в школьной программе для того, чтобы ученик понимал свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовал с ним. Благодаря этому предмету ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения. Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину. Таким образом, основная цель краеведения — способствовать духовно — ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.

Изучение краеведения в школе , особенно в начальной , воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучшим, патриотизм. Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу «от частного к общему». Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Развивающий потенциал краеведения очень велик. Ученик, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем, он увлечен этим процессом. И незаметно в ходе обучения ребёнок, ученик становится гражданином, то есть приобретает такие качества, как национальная гордость, непримиримость к врагам, способность жертвовать собой для блага Родины.

В младших классах школы обязательно должна быть эмоциональная подача краеведческого материала. А учитель должен быть «тёплым»: добрым, положительно принимающим ребенка таким, какой он есть.

Составными частями школьного краеведения является учебная программа и внеклассная краеведческая работа . Воспитывать и учить ребенка в отрыве от окружающей его действительности невозможно. Одна из задач нашего образовательного учреждения — знакомить детей с традициями, историей и культурой родного края .

Жизнь каждого из нас неразрывно связана с понятием Родины. Она одна, и начинается она с того места, где ты родился.

Как же в нашей школе мы учим любить свой край, свою страну, родину, то есть какую работу проводим в начальных классах по краеведению ?

Из своего опыта у меня сложилась своя система работы по краеведению:

— открытые уроки: «Наш край, поверхность нашего края», «Водоёмы нашего края», «Растительный и животный мир» и т. д.;

— внеклассные мероприятия: «Что мы знаем о своём селе», «Ты мира не узнаешь, не зная края своего», «Подвиг земляка М.В.Коновалова»;

-проектно — поисковая деятельность «Имя твоё», «Сказки земли Курганской», «Выдающиеся люди Зауралья»;

— работа с энциклопедической литературой;

— моя школа – мой дом. Беседа о школе, история школы, символика;

— экскурсии: в краеведческий музей, прогулки по родному селу.

При отборе краеведческих сведений для урока придерживаюсь правил:

— события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;

— факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

— предоставлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту, например улице, где находится школа;

— формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

— вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств.

Конечно, учитель должен постоянно учитывать уровень развития и возрастные особенности детей, подбирая к уроку краеведческий материал маленькими порциями, постепенно увеличивая объем информации.

Познавая родной край, младшие школьники в сотрудничестве с учителем будут углублять, и расширять свои знания по мере взросления.

Таким образом, у младших школьников формируется ряд ключевых компетенций:

• умение применять свои знания в решении практических задач;

• умение работать индивидуально и в группе, что, в свою очередь, формирует умение в последующем правильно организовывать проектную деятельность.

• познавательный интерес к природе, истории, культуре родного края.

В результате краеведческой работы учащиеся стали больше интересоваться историей и культурой нашего села, области и района. Выросла активность школьников. Всего этого нельзя достичь в ходе проведения отдельных, разовых мероприятий, это является результатом системной краеведческой работы, опытом которой я делюсь с учителями, на собственном сайте.

К раеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с интеллектуальным развитием младших школьников краеведение помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Мне кажется, краеведение обязательно должно присутствовать в школьной программе. Эта дисциплина учит ребёнка знать свою историю, историю своего края. На примерах великих земляков ученик может убедиться в необходимости воспитания в себе таких качеств, как твёрдая воля, решительность, стойкость, мужество. Уроки краеведения необходимы в школе , так как одновременно это и уроки граждановедения, помогающие ученику выбрать и сформировать свою систему ценностей, в которой на одном из первых мест стоит патриотизм, а начинается он с любви к своей малой родине. Краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию гражданско – патриотических и духовно – нравственных качеств у молодых граждан России.

История нашей Родины и родного края, национальная культура, русская старина и бытовой уклад жизни наших предков – важная область знаний, которую я через разнообразие форм и методов в изучении краеведения доношу до своих воспитанников, формируя в их сознании Человека, Гражданина, Патриота.

Источник

Читайте также:  Туризм как эффективная составляющая рекреационной системы страны
Оцените статью